Статья о часах Vacheron Constantin
(По материалам "Часы. Стиль и время")

Зачем делать просто часы? Нет смысла создавать и очень хорошие часы, и даже часы с многочисленными усложнениями. Для столь авторитетной в часовом мире компании это не самоцель.

250 лет истории, четверть тысячелетия открытий, экспериментов, опыта, многочисленных новаций - с таким багажом Vacheron Constantin имеет право изумлять, делая очередной шаг в неизведанное. «Делай лучше, если это возможно, а это возможно всегда!» - таков негласный девиз компании. Следуя выбранному кредо, Vacheron Constantin представляет очередную антрепризу Metiers d`Art Les Masques.

Эта восхитительная коллекция является своеобразным продолжением коллекции Metiers d`Art Les 4 saisons 2005 года. Ее выпуск рассчитан на три года, в течение которых Vacheron Constantin планирует выпускать в свет по четыре новые модели. За этой статистикой скрыты многолетний труд, неустанные исследования новых путей создания часовых шедевров и, прежде всего, отвага, с которой марка всякий раз приступает к реализации своих смелых идей. Путь, который привел к созданию этой коллекции, был длинным, извилистым и тернистым. Результат же оправдал все самые смелые ожидания.

Идея собрания выросла из осознания возрожденного интереса к культурному наследию древних племен. Так называемые «примитивные искусства» в настоящее время переживают новый золотой век, о чем свидетельствуют долгожданное открытие музея Quai Branly в Париже и рекордные аукционные цены. Так, в июне 2006 года маска племени Fang была куплена за 5,9 миллиона евро во французском аукционном доме Hotel Drouot. Это самая большая сумма, когда-либо заплаченная на аукционе за произведение примитивного искусства.

Впервые коллекционеры начали проявлять интерес к нему еще в XIX веке. В отличие от колониального менталитета, который в лучшем случае видел в примитивных объектах только грубую незавершенность, страстная натура людей культуры была в состоянии определить самобытную ценность предмета малопонятного культа и признать его произведением искусства. Как ни удивительно, но именно художники первыми пожелали расшифровать послания предков, скрытые в предметах культа. Модернисты хорошо понимали, что искусство - один из многих путей к пониманию мира. Вслед за Сезанном сюрреалисты и кубисты стремились не только познать, но и отобразить истинную сущность форм, освобожденных от всего лишнего. Открытие примитивного искусства сыграло в этом процессе решающую роль. Несмотря на знаменитые слова: «Африканское искусство? Никогда не слышал об этом!» - Пикассо обращался к африканскому, а также иберийскому искусству, когда создавал знаменитое полотно «Девушки из Авиньона» (Les Demoiselles d`Avignon), фундаментальную работу кубизма, которую он начал в 1906-м и закончил в июле 1907 года. Во время посещения Этнографического музея Trocadero в Париже он нашел, что экспозиция отвечала его формальным поискам. «В полном одиночестве, - писал он, - я бродил в этом ужасном музее с масками, красными индийскими куклами и покрытыми пылью манекенами. Les Demoiselles d`Avignon, должно быть, пришла ко мне в тот самый день, но не благодаря формам; это была моя первая картина-самоэкзорцизм!» По мнению живописца Василия Кандинского, «успехом своих поисков Пикассо обязан африканскому искусству». И он был не единственным. «Целая вереница французских живописцев, а следом за ними художники других стран пошли по этому пути; то была отправная точка движения кубизма», - писал Кандинский в 1910 году.

Хотя живописцы, скульпторы и поэты быстро оценили художественную ценность древних масок, в музеях они появились много позже. Более того, маски и статуэтки чаще выставлялись в этнографических музеях, а не в художественных. Ценность работ племенного искусства заключена, по существу, не в эстетическом аспекте, даже при том что это важно. Их истинная красота связана с областью приложения, с руками, которые их касались. Нельзя забывать и о назначении, согласно которому в свое время они использовались на каждом континенте посвященными в некое таинство людьми в соответствии с особой религиозной традицией. Как заалтарные перегородки Средневековья или фрески Джотто, эти маски имеют непосредственную связь с религиозными обрядами и отвечают социальной градации. В то же время они - персонификация божеств, зеркала, протянутые людям через время и границы. Они заставляют задавать универсальные вопросы, касающиеся тайн рождения, жизни и смерти, взаимосвязи между видимым и невидимым, между человеческим и божественным.

Не принимая к рассмотрению символику и магию, связанные с этими масками, есть определенная логика в объединении племенного искусства и искусства изготовления часов: они рождены временем. Именно оно оказалось реальным скульптором предметов, дошедших до нас сквозь тысячи лет, тем, кто придал им смысл, кто изогнул или смягчил их контуры. Маски родились из потребности. Используемые при каждом ритуале смены сезонов, сопровождая людей всю жизнь и в царство мертвых, они обладали ясным хронологическим измерением. Легко провести параллель между работой неизвестного скульптора, создавшего маску, и часовщика, работающего где-то далеко в течение многих месяцев, иногда лет, вдыхающего жизнь в новый механизм. Когда работа закончена, оба мастера расстаются с предметами, в которые вложена часть их души и которые часто даже не носят имени автора. Вместо этого они становятся собственностью человека, использующего их, и передаются из поколения в поколение, порождая много вопросов и заставляя искать ответы на них.

Основатели компании Vacheron Constantin свято верили в то, что часы могут стать своеобразным культурным мостом между народами, и коллекция Metiers d`Art Les Masques целиком отвечает этой фабуле. Выбор именно масок был очевидным, так как в Женеве расположен один из прекраснейших в мире музеев примитивного искусства - Barbier-Mueller. Его близость привела Vacheron Constantin к окончательному выбору. Оставалось лишь получить разрешение музея, заинтересовать его. Это означало бы арендовать музейные сокровища на большой срок, чтобы они могли быть воспроизведены на циферблатах часов. В конце концов три вещи убедили Жана Поля Барбье-Мюллера в красоте проекта и его значимости: эскизы, завтрак, во время которого он и команда Vacheron Constantin смогли разделить их общую страсть к красивым предметам, и философия марки.

Остальное было вопросами часового мастерства и обязательства команды превзойти пределы возможного. Двенадцать масок разрешили отобрать из коллекции Barbier-Mueller для их воссоздания в золотой миниатюре. Они величественно возлежат в центре каждых часов коллекции, которая охватит три тысячи лет и четыре континента, отражая длинную историю марки и ее дух открытости миру. Долгие месяцы потребовались прежде всего для создания методов, с помощью которых мастера смогли воспроизвести эти художественные реликвии в миниатюре. Необходимо было запастись большим количеством времени для их анализа, отображения и реализации в материале.

Каждые часы оборудованы автоматическим калибром 2460G4. Носящий клеймо Poincon de Geneve, он был разработан маркой в 2005 году для коллекции Metiers d`Art Les 4 saisons. Благодаря этому особому механизму время читается без каких-либо стрелок: посредством ряда колес и механических узлов четыре диска указывают час, минуты, день и дату в различных окнах, оставляя центр циферблата пустым для масок и предоставляя свободу творческому потенциалу мастеров. Механизм был полностью перепроектирован. Несмотря на то что часы изначально должны указывать время, в этих моделях центр внимания - маски, размещенные непосредственно в середине циферблата. Умная техника, используя прозрачное и специальным способом обработанное стекло, создает впечатление, что маски плавают. Каждое сапфировое стекло имеет различный оттенок, полученный уникальным процессом металлизации, чтобы выделить цвет маски.

Эффект захватывает дух: миниатюрная скульптура кажется в пределах досягаемости, освобожденной от какой-либо витрины, как неподвижный автомат, безмолвный хранитель наследственных тайн. Корпус имеет разные оттенки золота в зависимости от маски: белое золото для маски с Аляски, розовое золото для индонезийской маски, желтое золото для маски китайской, и платина для маски из Конго.

Но нельзя говорить, что эти маски абсолютно безмолвны. Подарить им голос, если не жизнь, удалось таланту Мишеля Буто. Его великолепные короткие поэмы в прозе, посвященные каждой маске, окружают сапфировый циферблат золотыми письменами. Линии слов следуют одна за другой по спирали, которая, как кажется, не имеет ни начала, ни конца. Эти слова - таинственное сообщение, оно может быть прочитано лишь тогда, когда свет попадает на него под определенным углом. Такой эффект достигнут вакуумной металлизацией, сложным технологическим процессом, в котором золотые буквы напыляются на сапфировое стекло. Благодаря причудливой игре света и прозрачности создается впечатление, что часы содержат тайну, которую когда-либо откроют лишь своему владельцу.

Столкнувшись с многочисленными проблемами в изготовлении и опробовав несколько различных методов, мастера компании пришли к однозначному выводу: коллекцию нельзя торопить. Именно поэтому Metiers d`Art Les Masques - история, которая набирает обороты, чтобы развернуться в полной мере. Каждый год на протяжении трех лет помещенный в коробку набор из четырех различных масок будет представлен ограниченной серией из 25 экземпляров. В итоге полная коллекция будет включать 12 масок и в общей сложности состоять из 300 экземпляров часов. Первый набор представлен в апреле 2007 года на Международном салоне высокого часового искусства (SIHH) в Женеве и содержит модели с ритуальной индейской маской шамана племени Tlingit с Аляски, индонезийской маской Topeng яванского театра, знаменитой конголезской маской Etoumbi-Mahongwe и китайской посмертной маской династии Ляохэ.

***

Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/335