Статья о часах Bulova
 (По материалам "Часы. Стиль и время")

Предлагаем Вашему вниманию выдержку из статьи Натальи Шкурат в журнале "Часы. Стиль и время" об истории бренда Bulova: "...Основатель марки Джозеф Булова в поиске самореализации оказался в Америке в 1875 роду. Иммигрант из Богемии прибыл в эпицентр капитализма в возрасте 23 лет и в шумном Нью-Йорке заложил основу будущей знаменитой часовой компании Bulova.

Склонный к новаторству и изобретательству, он воплотил американскую мечту. По большому счету, Джозеф Булова является лучшим примером успешного предпринимательства в мире свободного рынка и либеральной экономики.

Однако львиная доля успеха и славы компании Bulova - это все же результат усилий и невероятного таланта сына основателя компании Арде Буловы. Именно он сделал из некогда ювелирного магазина крупнейшую в Америке компанию по производству часов.

Арде Булова родился в Нью-Йорке в 1889 году. К тому времени его отец уже имел стабильный ювелирный бизнес. Магазин Джозефа Буловы, расположенный в Манхэттене, в самом сердце делового центра Америки, был чрезвычайно популярен в среде наиболее респектабельной публики. Кроме того, сам Джозеф был весьма уважаемым человеком с активной жизненной позицией и не раз приглашался для участия в суде присяжных заседателей. Неудивительно, что именно он оказал сильнейшее влияние на своего сына, который тоже захотел постичь науку ведения ювелирного бизнеса. Параллельно компания развивала свою деятельность, закупая механизмы для карманных часов, появившихся у Bulova в 1907 году. К 1919 году стало ясно, что наручные часы имеют все шансы покорить сознание масс раз и навсегда, и Булова решаются на выпуск ювелирных наручных часов для мужчин. В том же году они открывают фабрику по производству часовых механизмов в швейцарском Бьенне. Расчет был точен: с одной стороны, американский бизнес осуществлял серьезные вливания в экономику региона, с другой - компания получала высококвалифицированную рабочую силу. В 1923 году Арде Булова становится полноправным участником семейного бизнеса, основав вместе с отцом компанию Bulova Watch Co.
 
После смерти Джозефа Буловы в 1935 году его сын занял кресло главы компании. В это смутное время Арде Булова сумел найти новый рынок сбыта для продукции своего предприятия - он стал поставщиком военной промышленности. Эта экспансия положила начало долгим и плодотворным взаимоотношениям между Bulova Watch Company и обновленной оборонкой США. В сороковых годах Bulova целиком развивалась как военный подрядчик и к концу десятилетия имела филиалы не только в Швейцарии, но и в Канаде. В это же время, сразу после Второй мировой войны, Булова задумал небывалое по своей значимости предприятие - он открыл школу часового мастерства для ветеранов и инвалидов войны. Свое детище он назвал именем отца - Часовая школа Джозефа Буловы. Этим шагом компания желала хотя бы в какой-то мере воздать должное подвигу и самопожертвованию возвращающихся с войны ветеранов.
 
Нужно было знать Арде Булову, чтобы понять, почему он основал эту школу и назвал ее в честь любимого отца и учителя. Его отец преподавал сыну не только премудрости мастерства, он также прививал ему понимание важности обучения людей ремеслу, чтобы они могли вести целеустремленную и осмысленную жизнь.
 
 
Мистер Арде Булова был одним из тех редких дальновидных людей, которые хотели объединить свою настойчивость в совершенствовании мастерства с желанием помочь другим в поиске своего призвания. После Второй мировой войны появилась возможность превратить мечту в реальность. На собственные деньги он основал школу, чтобы обучать нетрудоспособных студентов искусству изготовления часов. По его замыслу, школа должна была обладать самым опытным преподавательским составом и комплексным учебным планом, а также всем необходимым для учебы и жизни студентов, ограниченных в своих возможностях. Здесь приятная атмосфера, схожие интересы и проблемы стали бы основой для сплоченной группы людей, идущих к общей цели.

 

Так, в 1945 году без фанфар или громких заявлений был сделан его вклад в развитие общества, открыта школа часового искусства имени Джозефа Буловы в Вудсайде (Woodside). Под лозунгом «Служить тем, кто служил нам» школа обеспечила нетрудоспособным ветеранам прекрасную возможность обучиться ремеслу, на которое был большой спрос. Требования к поступающим в школу были просты: заинтересованность в обучении, технический склад ума, способность к манипуляции с механическими объектами и проворные пальцы. В свою очередь, студенты школы Буловы получали максимум информации о достижениях в часовом деле и прогрессе в целом, информации, которая была тщательно собрана и структурирована в полную уникальную учебную программу.

Но кроме этого школа оказалась уникальной в организации быта своих особых студентов. Здесь были специально спроектированы полы во всех помещениях и коридорах, двери на фотоэлементах, лифт, спальни с туалетами и душевыми комнатами, оборудованными для студентов на инвалидных креслах, а также медицинский пункт в помещении школы, который состоял из амбулатории и манипуляционного кабинета. В штат входили врач-терапевт, физиотерапевт, медсестра и приходящий консультант по физиотерапии. Медицинское обслуживание для студентов было бесплатным. Школа располагала библиотекой, богатой материалами о науке измерения времени, справочниками и художественной литературой.

К 1950-м годам, поскольку спрос на квалифицированных часовщиков продолжал расти, школа начала принимать нетрудоспособных гражданских лиц. Многие были направлены туда государственными центрами профессионально-технического трудоустройства и реабилитационными центрами.

К сожалению, после смерти Арде Буловы финансирование школы прекратилось и она была закрыта. Здание в Вудсайде было продано церкви Иисуса Христа святых последних дней, которая занимает его и поныне.
 
Арде Булова умер в 1958 году. Траурная процессия проиллюстрировала масштаб его влияния на все часовое производство и общество в целом. Возглавлял траурную церемонию губернатор Харриман (W. Averell Harriman). В числе восьмидесяти восьми человек, несших гроб, были два генерала в отставке - Омар Н. Брэдли (Omar N. Bradley), руководитель лаборатории исследований и разработок компании Bulova Watch, и Мелвин Дж. Маас (Melvin J. Maas), руководитель комитета по занятости инвалидов при президенте США.

В Арде Булове удивительным образом сочетались незаурядный талант предпринимателя и высокие моральные принципы. Будучи сильной личностью, он заражал своими идеями всех окружающих. Под его руководством компания Bulova выросла в гиганта часовой промышленности США. Булова уделял большое внимание многочисленным производственным процессам, которые позволили стандартизировать части и механизмы часов. Он разработал множество специальных приспособлений, приборов и сложных машин для выпуска частей механизмов. Когда в 1951 году в Швейцарии был принят закон о картелировании экспорта часовой промышленности, Арде Булове пришлось решать непростую задачу. С одной стороны, владея фабрикой в Швейцарии, компания должна была присоединиться к картелю, диктовавшему все условия закупки и распределения своей продукции, с другой - в Америке она оставалась производителем часов №1, находящимся в условиях свободного рынка. Таким образом, компания отчасти оказалась в конкуренции сама с собой. Ситуацию спасли лишь четкое планирование и очень тонкий баланс во взаимоотношениях со швейцарской часовой промышленностью. Этот баланс успешно соблюдается и ныне.
 

Благотворительные инициативы Арде Буловы имеют свое продолжение и сегодня. Фонд Луизы и Арде Булова продолжает помогать нетрудоспособным людям обретать уверенность в своих силах и проявлять индивидуальность. Сегодня фонд сотрудничает со старейшим и крупнейшим в Америке агентством Westchester Arc по работе с детьми и совершеннолетними людьми с отклонениями в развитии. Фонд направляет деньги, в частности, на поддержку программы Echo Arts, где студенты от 16 лет могут любыми доступными средствами реализовать свой творческий потенциал на холсте или бумаге..."
 
***
 
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/496