Статья о часах Urwerk
(По материалам "Часы Armband Uhren")
 
К вашему вниманию отрывок из интервью Феликса Баумгартнера журналу "Часы Armband Uhren": "...
- Скажи, чувствуешь ли ты себя обязанным Harry Winston за раскрутку бренда Urwerk?
- Наверное, Harry Winston помог мне перейти на новый, более высокий уровень. Про меня узнали во всем мире, и это прекрасно. Но и HW немало выиграл от нашего сотрудничества: управляющие компании не раз говорили мне, что многие знатоки и коллекционеры считают мой «Опус» лучшим во всей серии. Так что выгода была обоюдной, я считаю.

- Что скажешь об Opus 8? Нравится задумка Фредерика Гарино?
- Я видел только маленькую фотографию «Восьмерки» и слышал несколько отзывов о ней. Говорят, по ней очень трудно определять время из-за плохой читаемости циферблата. Забавная, конечно, идея, но имеющая больше отношение к искусству без определения «часовое». Тому, кто берется придумывать альтернативную систему временных указателей, важно помнить, что его первейшая задача - сделать эту систему удобочитаемой. Если часы функциональны - помимо того, что они должны быть удобными и красивыми,- они будут всегда востребованы. В противном случае они потеряют актуальность, как любое яркое явление моды, и владелец рано или поздно перестанет их носить.

- Но ведь принято считать, что дорогим часам функциональность не особо нужна - важны создаваемые ими эмоции...
- Эмоции прекрасны, но слишком эфемерны. Да, вы можете не сверять время по наручным часам, носить их для красоты - но вам необходимо знать, что, если потребуется, вы быстро и четко прочитаете циферблатные данные. Плохо читаемые экземпляры оканчивают свою активную жизнь в заводных шкатулках и сейфах и превращаются в скульптуры, декоративные украшения, детали интерьера - называй как угодно. Это неоспоримый факт. И я не говорю, что это плохо, - это замечательно. Искусство безгранично, в нем найдется место всему.
 
 
- Ты не собираешься попробовать себя в чистой эстетике, напрочь лишенной прикладного смысла?
- Нет, не собираюсь. Хронометрические скульптуры вроде De Witt WX-1 - не наш путь.

- А как насчет увеличения тиражей?
- В прошлом году мы выпустили 220 экземпляров, в этом планируем сделать 250, в следующем еще немного прибавим.. . Нас всего 10 человек, тут особо не развернешься (улыбается).

- Какие механизмы ты используешь в качестве базовых и почему не сделаешь собственную «базу»? Тебе же это по силам.

- В UR 103 стоит модифицированный Peseux 7001. Это интересный механизм, выполненный в стиле 60-70-х годов прошлого века, он мне очень нравится. В 202-й используется Sowind 3100. И тот, и другой проверены временем и прекрасно себя зарекомендовали. Найти хорошую «базу» не так легко, как кажется - большинство современных механизмов имеют технические проблемы, тогда как эти два - супернадежны.

Собственные базовые механизмы мы не делаем, потому что не хотим изобретать колесо. Это просто бессмысленно. Мы придумываем усложнения - то, что будет ездить на «колесе».
 
 
- Расскажи, чем отличается новая UR 202 от UR 201.
- Во-первых, корпус стал на полтора миллиметра длиннее, что, впрочем, практически не заметно. Появился указатель лунных фаз, поменялся дизайн указателя времени суток. Основные изменения видны на оборотной стороне, где появились две турбины, регулирующие работу системы автоподзавода. Турбины вращаются в шесть раз быстрее ротора и создают своего рода воздушную подушку. В открытом положении воздух в камерах циркулирует свободно, но если частично их перекрыть, то внутри корпуса создается давление, замедляющее вращение ротора. Эта система снижает износ ротора и предохраняет его от повреждений во время резких движений и ударов. Если закрыть турбины вообще, ротор блокируется, а часы можно заводить вручную. Решил заняться, скажем, боксом - «выключи» автоподзавод, и кроме твоего носа ничего не пострадает (смеется). Это как в современных автомобилях с гибридной коробкой передач. Вы выбираете между автоматом и ручным управлением в зависимости от дороги и погодных условий.
 

- Кто автор этой сумасшедшей идеи ?
- Я и наш техник Доминик Буза. Согласен, это своего рода сумасшествие, но мы часовщики, и умение заглянуть за границы реальности помогает нам творить. И это, скажу тебе по большому секрету, только начало. Я решил плотно исследовать возможности использования воздушных потоков в часовом деле. Здесь просматривается интересная перспектива.

- Если не секрет, что тебя натолкнуло на мысль оснастить ротор турбинами? Как такое вообще могло прийти в голову?
- Нечто похожее давным-давно используется в конструкции репетира. В самом конце гонга там стоит маленькая турбина - так называемый regulateur centrifuge, который стабилизирует гонг и обеспечивает равномерность ударов. Вот этот регулятор и стал отправной точкой.

- Я так понимаю, следующий шаг в хронометрическом «турбировании» пока держится в секрете, и спрашивать тебя о нем не имеет смысла?
- Пока об этом рано говорить. Потерпи, сам все увидишь, когда придет время.

- Тогда сменим тему. Скажи, какие бренды ты бы выделил как самые интересные с точки зрения практикующего часовщика?
- Из крупных брендов мне нравится A.Lange & Sohne, из камерных - Richard Mille. Ришар настоящий трендмейкер, даром что не часовщик.

- А как насчет независимых мастеров вроде Робера Гребеля и Стивена Форси?
- Мы с ними очень похожи: они работают в том же сегменте рынка, что и мы, у них примерно такие же тиражи, и, кроме того, мы постоянно обмениваемся информацией. Я не назвал их, потому что они суть часть моего мира, и мне трудно воспринимать их как какое-то отдельное самостоятельное образование.

- А что ты думаешь по поводу базельских и женевских сенсаций, обозначивших тенденцию отказа от привычных стрелок?
- Прежде всего, на мой взгляд, все необычные предложения от брендов, специализирующихся на стандартных часах, есть не что иное как попытки сыграть на чужом поле. Они видят успех лидеров «новой волны» и хотят к ним присоседиться, погреться в лучах славы. Хотя у них славы и без того достаточно. Не берусь их судить - бизнес есть бизнес. Лично мне интересны некоторые такие концепции с точки зрения их продуманности. И мне любопытно, как они покажут себя на практике. А что касается возможного отказа от стрелок, то я уверен, что этого не произойдет. Классические стрелки никуда не денутся просто потому, что лучше них ничего не может быть. Но и эксперименты с альтернативными указателями тоже не прекратятся: поиск нового заложен в человеческой природе. Пойми, мы в Urwerk не хотим быть лучше чего-то или кого-то - мы просто фантазируем, предлагаем людям свой взгляд на часовое искусство. И если он кому-то нравится, мы счастливы..."
***
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/608