Статья о часах Montblanc
(По материалам "Часы Armband Uhren")

Как сообщает журнал "Часы Armband Uhren": "...102 года назад в Гамбурге было зарегистрировано предприятие Montblanc, специализацией которого было заявлено производство письменных принадлежностей и аксессуаров. Название оказалось пророческим: очень скоро фирма Montblanc стала доминировать на рынке «пишущей роскоши» и аксессуаров из кожи, подобно ослепительно белой альпийской вершине.

Первые часы с логотипом Montblanc появились много позже - в 1997 году. Расширение профильного бизнеса вызвало немало удивленных вопросов, сводящихся к одному: зачем всемирно известной марке, не знавшей конкуренции в своем сегменте рынка, вторгаться на чужую территорию, где конкуренция невероятно высока, а путь к успеху долог и сопряжен с огромными инвестициями.

Сами часовщики проигнорировали появление Montblanc у себя под боком, а специализированные издания, обозревая появление часов «новой марки», лишь снизошли до иронического: «Готова пожертвовать даже добрым именем». Сами же часы в круглых корпусах со знаменитой белой звездой Montblanc на массивной заводной головке-луковице были беззлобно осмеяны как мутанты известных авторучек.

Но за одиннадцать лет существования часового подразделения Montblanc насмешливая критика сменилась уважением и даже восхищением, и сегодня, пожалуй, не осталось ни одного специалиста, считающего хронометрический почин уважаемого бренда бесперспективным. Сегодня часы Montblanc успешно конкурируют с продукцией ведущих мануфактур, причем как на уровне дизайна, так и в техническом плане.
 
 
Задачи ясны, цели обозначены
Стратегия по вступлению Montblanc в haute horlogerie была хорошо продумана и просчитана. Осведомленным читателям решение руководства фирмы приступить к созданию моделей часов более чем понятно: середина 90-х годов прошлого века была отмечена всеобщим стремлением производителей предметов роскоши к диверсификации и расширению первоначального ассортимента товаров за счет «чужой» продукции. Montblanc не стала исключением и последовала в русле общей тенденции.

Руководители фирмы отдавали себе отчет в том, что с новым товаром рассчитывать на успех среди искушенных коллекционеров и знатоков бессмысленно. Но вот заинтересовать часами поклонников Montblanc можно было попробовать. Ведь на тот момент «звездными» ручками и аксессуарами пользовалось около пяти миллионов человек по всему миру. А пять миллионов потенциальных клиентов весьма неплохой стартовый «капитал».
 
 
Ремесленные аналогии
История авторучки, с которой связана слава Montblanc, во многом напоминает историю механических часов. «Случилось нечто похожее на то, что произошло со швейцарской часовой промышленностью, — говорит глава группы Richemont Норберт А. Платт, занимавший в то время пост президента Montblanc. — В конце 1970-х годов ситуация была абсолютно схожей: с одинаковой быстротой из продажи исчезали механические часы и вечные перья. Они уступали место кварцевым часам и авторучкам. Все остальное считалось хламом, и казалось, что это навсегда». К середине 1980-х 60% прибыли компании приходилось на дешевые штампованные авторучки. Причина была очевидна: самое дешевое изделие Montblanc стоило тогда 19,9 марки. Прагматичный покупатель не хотел переплачивать за утилитарность. Скоро обнаружилось, что события в мире дорогих аксессуаров и в часовой промышленности развиваются синхронно: после кризиса механических часов и ручек с вечными перьями в 70-х с середины 80-х обозначился обратный процесс, своего рода ренессанс. «Мы быстро поняли, что эта тенденция основывалась на подсознательном стремлении людей к истинным ценностям», - вспоминает Платт. Наряду с возрождением механических часов возрождался и интерес к «аналоговому» письму.

Производитель пишущих принадлежностей Montblanc, как и многие часовые марки, имеет ремесленно-технические корни. Как и детали часового механизма, самые главные компоненты дорогих ручек возникают в результате соединения полумеханического труда с отточенными профессиональными навыками. В современных производственных цехах фирменного центра, расположенного близ самого крупного стадиона Гамбурга, теперь стоят станки с программным управлением, которые штампуют и формируют детали. Перья из золота шлифуют и полируют вручную, затем при помощи тончайшего алмазного дискового ножа в них делается узкий продольный разрез для стекания чернил. Перья, чернильные резервуары и поршневой механизм подвергают строгому контролю качества на протяжении достаточно длительного времени, и это в очередной раз позволяет говорить о схожести подходов к достижению высочайшего качества в производстве как дорогих перьевых ручек, так и механических часов.
 
Норберт А. Платт


Свои среди своих
Штаб-квартира Montblanc Montre SA находится в Ле-Локле. Этот город наряду с соседним Ла-Шо-де-Фоном считается часовой Меккой Швейцарии, да и, чего скромничать, всего мира. Это место было выбрано еще и потому, что местная часовая промышленность концентрируется именно в западной части страны, в горах швейцарской Юры, недалеко от Женевы. Большинство производителей корпусов, браслетов, циферблатов, стрелок и прочих хронокомпонентов постоянно проживают здесь. «Мы мечтаем стать своими в этом регионе, - рассказывает нынешний глава фирмы Лутц Бетге. - А начали мы с того, что воспользовались тем преимуществом, которое давала нам принадлежность к мощной группе. Нам не пришлось начинать с нуля, и первую коллекцию мы создали при поддержке других часовых марок, входящих в Richemont. Примерно в то же время мы приобрели и этот дом, в котором разместилась наша мануфактура».
 
 
Под «этим домом» имеется в виду старая вилла в стиле модерн, по знаковому совпадению построенная в год основания фирмы. В 1997-1998 годах штаб-квартира Montblanc в Ле-Локле была капитально отреставрирована. При реставрации особое внимание уделялось сохранению и воспроизведению первозданного облика интерьеров, включая орнамент дубового паркета, дизайн лестничной клетки и потолка, декорированного листовым золотом. Реставраторы отлично справились с поставленной задачей, и сегодня здание, насчитывающее без малого сто лет, привлекает внимание своим нарядным и ухоженным фасадом. А те, кому посчастливится попасть внутрь, могут легко представить себе внутреннее убранство и интерьеры особняка, принадлежащего обеспеченным буржуа, обитавшим во французской Швейцарии столетие назад.
 
 
Несмотря на то что, реставраторы старались в целом сохранить исторический вид здания, им удалось изящно обозначить в оформлении сегодняшнего владельца недвижимости. Покрытые белым лаком дверные наличники украшены инкрустированной эмблемой марки: на черном фоне ярко сияет белая шестиконечная звезда Montblanc. Прочитать смысл этого знака несложно: темная скала, снежная шапка высочайшей вершины Альп, окруженная шестью долинами.

Сильный контраст в обстановке виллы создает сочетание старой меблировки с новой мебелью, спроектированной и изготовленной специально для Montblanc. В этом эклектичном стиле выдержаны кабинет главы фирмы, его приемная, конференц-зал и три гостевые комнаты, которые были специально оборудованы для гостей фирмы ввиду того, что комфортабельный отель в маленьком Ле-Локле, увы, отсутствует.
 
 
Между прошлым и будущим
Чтобы оценить все достоинства архитектуры виллы, необходимо подойти к ней с тыльной стороны. То, что откроется вашему изумленному взгляду, не сразу поддается осмыслению. Невероятно, но факт: цокольный этаж полностью выполнен из зеркального стекла. У местных жителей сие чудо не вызывает удивления, просто чуть ниже на склоне холма в свое время начинали возводить одноэтажное здание. Стройка была остановлена, и первый этаж недостроенного здания был спрятан под усеченную стеклянную пирамиду, соединившую его с памятником архитектуры, находящимся под охраной государства. Стен как таковых у цокольного этажа нет: они полностью заменены зеркальными витринами. Внутренние помещения также разделены несколькими стеклянными перегородками, отделяющими офисы администрации от производственных помещений. При этом работники нескольких отделов (контроля качества входящей продукции, маркетинга, бухгалтерии) сидят вместе в огромном светлом помещении.

Руководство Montblanc так организовало работу фирмы, что сотрудники способны решать не одну производственную или управленческую задачу.

«У нас не так много мастеров, как можно было бы предположить, но при этом работа фирмы не может остановиться ни на день. Поэтому для нас было очень важно решить проблему взаимозаменяемости, ведь все мы живые люди, которые могут болеть, уходить в отпуск...» - объясняет, улыбаясь, Лутц Бетге.

Вначале это передвижение сотрудников представляется немного «броуновским», но постепенно ощущение
хаотичности сменяется пониманием преимущества такой системы. Да и самим сотрудникам смена занятий идет явно на пользу, ведь работа, лишенная монотонности и однообразия, всегда приносит гораздо больше удовлетворения и в конечном итоге положительно сказывается на результатах труда.

Да здравствует независимость!
В сборочном отделении, где механизмы вставляются в корпуса, оснащаются циферблатами и стрелками и после завинчивания задней крышки подвергаются строжайшему контролю, рабочие места объединены в своеобразные островки, каждый из которых отдан под какую-либо производственную операцию. Такое расположение обеспечивает необходимое при сборке отдельных моделей разделение труда.

Это «отделение» в полном смысле слова отгорожено от других рабочих мест стеклянной перегородкой, чтобы свести к минимуму проникновение пыли. Вообще же разделительные перегородки в сборочных цехах просто необходимы: чем меньше движения, тем меньше пыли попадет на часовой механизм.
 
 
Механизмы для большинства часов Montblanc поступают с фабрики ЕТА, принадлежащей к группе Swatch. Между двумя фирмами существует тесная связь, которая заключается в регулярных визитах друг к другу, а также повышении квалификации сотрудников Montblanc в учебном центре ЕТА, расположенном в городке Гренхен. С одной стороны, постоянное соблюдение высокого качества часов гарантируется контролем за качеством поступающих часовых механизмов и деталей. В случае, если качество отдельных деталей или всей партии не отвечает установленным Montblanc стандартам, предусмотрен их возврат поставщику. С другой стороны, качество обеспечивается педантично проводимыми испытаниями каждого готового экземпляра. В них включен тест на водонепроницаемость для соответствующих моделей. Такие часы не только подвергают проверке на разгерметизацию корпуса под высоким давлением воздуха (как это часто делается), но также проверяют в наполненных водой барокамерах, имитируя погружение на различную глубину.

И, наконец, о главном. В этом году завершился трехлетний цикл по превращению Montblanc в настоящую мануфактуру, и из стен старинного особняка на белый свет вышли первые экземпляры сверхэлегантного хронографа Star Nicolas Rieussec с фирменным Калибром MB R200. Это судьбоносное событие окончательно поставило Montblanc в один ряд с ведущими брендами группы Richemont и открыло перед компанией заманчивые перспективы. Пока еще преждевременно говорить об отказе от механики ЕТА - если это когда и случится, то очень нескоро, - но начало положено, и доля «домашних» часов будет неуклонно расти. В ближайшие 5-10 лет она, скорее всего, вырастет до 15-20 тысяч экземпляров в год, которых вполне хватит для того, чтобы освоиться в высшем часовом сообществе.
 
 
Все начинается со школы
Примерно половина очень молодого коллектива сотрудников предприятия состоит из часовых мастеров. Кто-то из них повышает свою квалификацию при поддержке Montblanc Montre SA. Молодые люди, которые пришли с другими специальностями или не имеют соответствующей профессии, получают возможность параллельно со своей работой в Montblanc изучить старинное ремесло в известной во всем кантоне Школе часовщиков в Ле-Локле. Обучение (оно оплачиваемое) осуществляется, как правило, в вечернее время и по субботам, однако зачастую чтение лекций проходит и в течение обычного рабочего дня. Рабочий график здесь очень гибкий, что позволяет молодежи совмещать выполнение производственных обязанностей с постижением часового мастерства в школе. Все расходы берет на себя Montblanc. Условие, как, например, предписание временно оставаться на предприятии по окончании учебного срока, не предусмотрено. Бетге уверяет, что в этом нет особой необходимости: на фирме созданы все условия, чтобы обученные и подготовленные мастера продолжали работать в Montblanc.

Кроме заботы о профессиональном росте своих сотрудников, Montblanc не раз выступала в роли спонсора различных культурных мероприятий, поддерживая тем самым развитие искусства и культуры. Участвуя в различных международных акциях, предприятие вносит творческий вклад в современную культурную жизнь Европы и мира. Впрочем, фирме, занимающей лидирующие позиции в производстве письменных принадлежностей экстра-класса, нет особой необходимости говорить о своем вкладе в культуру. Она уже сама неотъемлемая часть культурного достояния человечества. И тем не менее благотворительное общество Montblanc de la Culture Arts Patronage Award начиная с 1992 года чествует меценатов искусства десяти стран Европы, Америки и Азии, которые уделяют время и выделяют финансы для поддержания молодых талантливых художников и продвижения их проектов.

В независимое почетное жюри за двенадцать лет существования общества входили Бернардо Бертолуччи, Катрин Денев, Джесси Норман, Фернандо Ботеро, Пласидо Доминго, Валерий Гергиев. Результатом работы жюри становится присуждение премии в 15 000 евро самому достойному претенденту на поддержку Montblanc. Кроме того, Montblanc ежемесячно принимает участие в организации и спонсорстве культурных событий мирового уровня. Это и концерты оркестра Philharmonie der Nationen, который был создан по инициативе Леонарда Бернстайна и скрипача Иегуди Менухина и которым дирижирует Юстус Франтц, и лекции, которые читают известные искусствоведы (как правило, в гамбургском отделении фирмы), это и Московский пасхальный фестиваль, и проект «Новые голоса Montblanc» на фестивале «Звезды белых ночей» под патронатом маэстро Гергиева...
 
 
Гордость Виллере
В 2007 году Montblanc неожиданно для многих выступила в нехарактерном для себя амплуа «часового живописца», представив на суд общественности эксклюзивную коллекцию Villeret 1858, сделанную на приобретенной недавно группой Richemont фабрике Minerva. Появление красивейшей винтажной серии оказалось возможным благодаря Institute Minerva de Recherche en Haute Horlogerie, созданного Montblanc специально для осуществления подобных «штучных» проектов. Отличительными особенностями коллекции стали филигранная отделка каждой детали механизма, необычно большое балансовое колесо и откидывающаяся задняя крышка. Коллекция состоит из однокнопочных хронографов и хронометров в корпусах диаметром 41 или 47 мм. Тираж дебютной Villeret 1858 составил всего 67 экземпляров; ровно столько же будет выпущено и в 2008 году, в котором мануфактуре Minerva исполняется 150 лет. По словам директора проекта Александра Шмидта, ежегодный тираж останется неизменным, поскольку высокое часовое искусство всегда лимитировано и, к сожалению (или к счастью), может радовать лишь своих избранных поклонников...
 
 
Дальше, чем думали
Фирма Montblanc ежегодно продает более 120 000 кварцевых и механических хронометров. Все часы имеют определенные «отличительные знаки», которые указывают на их происхождение: звездочки Montblanc на «хвостике» тонкой секундной стрелки на заводной головке. Ассортимент марки включает сегодня четыре основных коллекции. TimeWalker, или Summit, состоит из спортивных моделей в стальных корпусах современного дизайна. Коллекция Profile адресована прекрасной половине - в нее вошли часы с бриллиантами и спортивные дамские часы. Коллекция Sport представлена часами для подводного плавания и часами с функцией GMT. Но наибольшей популярностью у покупателей по-прежнему пользуются модели представленной еще в 1997 году линейки Star, с которыми марка отправилась покорять вершину часовой славы. Хронограф Nicolas Rieussec как раз из этой славной когорты элитных хронометрических приборов..."
***
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/614