ПАРЯЩИЙ ТУРБИЙОН
КТО СКАЗАЛ "НЕВОЗМОЖНО"?

Чтобы положить начало часовой семье JEAN DUNAND, т. е. постоянной программе Pieces Unique (Пьес Уник - уникальных экземпляров), требовалось нечто большее, нежели эстетический порыв. Необходимо было найти свежее, оригинальное и "прорывное" решение. Во времена, когда знатоки избалованы выбором, часы имени великого художника и мастера ар деко должны поражать красотой и смелостью.

Почетная миссия выпала Tourbillon Orbital, или Парящему турбийону. Это первое творение JEAN DUNAND стало серьезным нововведением в часовом деле. Новизна заключается не только в Парящем турбийоне, который совершает за час полный оборот вокруг циферблата на вращающемся механизме. Впервые в часовом деле использован инновационный указатель запаса хода, который размещен в кольце корпуса. Это позволяет его видеть через окошко, находящееся на месте обычного расположения заводной головки, а также обеспечивать полный обзор механизма и указателя фазы луны на задней крышке.

Механизм настолько необычен, что был защищен патентом.

Возвращение турбийона как прецизионного инструмента
В момент, когда любой мало-мальски амбициозный часовщик старается запрыгнуть в поезд под названием "турбийон", неудивительно, что иные энтузиасты предпочли от него отвернуться. Может показаться странным, но факт: из-за обрушившегося изобилия незамысловатых турбийонов это усложнение перешло в разряд "обычных". Тьерри Улевай и Кристоф Кляре, однако, испытывают к идее турбийона глубокое почтение и не приемлют ее банализации.

Созданный ими часовой механизм получил название ИО200 - в честь планеты-спутницы Юпитера. Изобретенный и сконструированный Кристофом Кляре, он опроверг широко распространенное в среде часовщиков мнение о том, что парящий турбийон невозможен. Вызов брошен самым авторитетным часовым домам. Более того, турбийону возвращена его изначальная роль усложнения, изобретенного ради точного хода. Проверки на точность показали, что за счет вращения турбийона в сочетании с вращением механизма обеспечивается исключительная стабильность хода.

Колеса внутри колес
Расположенные друг против друга, зажатые между двумя разделенными платинами и вращающиеся на подшипниках, цилиндр и парящий турбийон двигаются вокруг центра. Вращающаяся верхняя платина открыта, выставляя турбийон на обозрение. Турбийон поднят на максимально возможную высоту, чтобы его было лучше видно.

Двигаясь вокруг фиксированного центрального триба, основная пружина задает направление движения цилиндру и турбийону, в то время как анкерный механизм турбийона регулирует скорость вращения. По мере перемещения по своей орбите корпус турбийона совершает раз в минуту полный оборот вокруг своей оси на фиксированном периферийном колесе, связанном зубчатой передачей. Такое элегантное построение позволило сократить количество рубинов до 14 и существенно уменьшить трение.

Установка и отладка вращающегося механизма
Два года посвятил Кристоф Кляре решению механической задачи - установке и отладке вращающегося механизма, имеющего цилиндр, который никогда не стоит на месте. Использовать традиционную заводную коронку со всей очевидностью было невозможно.

Установка и отладка механизма вертикально по центральной оси - новое решение в часовом искусстве. Коронку заменил складной ключ с внутренней стороны корпуса. Если поднять кольцо ключа, то приводится в движение центральное колесо на шарикоподшипниках, которое вращает храповое колесо, чтобы завести цилиндр. При выемке ключа усилие передается на часовую и минутную стрелки с тем, чтобы можно было их установить в любом направлении. Расположенная у фиксированного кольца минутная стрелка следует вращению циферблата.

Заглянуть сквозь окошко прямо в сердце
Поскольку заводной ключ и указатель фаз луны расположены с внутренней стороны корпуса, нет возможности увидеть вращающийся механизм через сапфировое стекло задней крышки. Однако отсутствие привычной заводной коронки у метки 3 часа оказалось кстати: изготовители корпуса JEAN DUNAND вырезали два окошка, через которые открывается завораживающий боковой вид на вращающийся механизм.

Невиданный индикатор запаса хода
Эти боковые окошки позволили внести еще одну инновацию в часовое дело, поскольку представляют собой совершенно оригинальный способ указания запаса хода. В смотровое окошко у метки 3 часа видна вертикальная стрелка, перемещающаяся между положениями F (полный) и Е (пустой), наподобие указателей наполненности бензобака у винтажных автомобилей. Секрет работы зафиксированного в определенной точке указателя, который сообщает о запасе хода пребывающего в постоянном движении цилиндра, был запатентован.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛИ TOURBILLON ORBITAL

ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМ Калибр IO200, часовой механизм с ручным подзаводом и со смещенным от центра парящим турбийоном, эксклюзивная шарикоподшипниковая система с тройным вращением внутри одного блока, индикация фаз Луны на задней крышке и запаса хода на боковой стороне. Вертикальный подзавод и регулировка с помощью центрального колеса со стороны задней крышки.

РАЗМЕРЫ 33 мм х 10,4 мм (14 1/2 линий).

ПОДШИПНИКИ 4 дорожки качения, 14 камней.

ЧИСЛО ДЕТАЛЕЙ 215

ТУРБИЙОН Парящий турбийон с вращением каретки 1 оборот/мин (полное вращение механизма в течение 1 часа), инерционный сегмент баланса с регулировочными винтами и плоской пружиной, частота колебаний баланса 21'600 полуколебаний/час, центральная система подшипников.

БАЗОВЫЙ КАЛИБР Двухрядный шарикоподшипник медленного вращения, термостатический, одна жесткая пластина и две подвижных пластины, пружина барабана и колесный механизм вращаются вокруг центральной системы подшипников, ограниченный радиальный баланс. Расположение: пружина барабана - центр - парящий турбийон.

ИНДИКАЦИЯ Часовая и минутная стрелки, секундная стрелка на турбийоне, запас хода, фазы Луны.

ЗАПАС ХОДА Приблизительно 110 часов, индикатор расположен на корпусном кольце (линейная система с указателем).

ФАЗЫ ЛУНЫ На задней крышке около 9-часовой отметки, точность 29,5 дней, золотой лакированный диск.

КНОПКА ДЛЯ БЫСТРОЙ РЕГУЛИРОВКИ На задней крышке около 6-часовой отметки, Кнопка для регулировки фаз Луны.

СИСТЕМА ПОДЗАВОДА Система вертикального подзавода на задней крышке у 3-часовой отметки, двухпозиционная система (складной ключ).

КОРПУС Из розового золота 750-й пробы, белого золота или платины с пряжкой из соответствующего материала. Два окна в задней крышке. Декоративный узор задней крышки "в елочку"

РАЗМЕРЫ 45 мм х 15,30 мм.

СТЕКЛА Выпуклое сапфировое стекло с антибликовой обработкой. Два выпуклых сапфировых стекла на задней крышке, одно выпуклое сапфировое стекло на корпусном кольце.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ 3 атм. (до глубины в 30 метров).

ЦИФЕРБЛАТ Из золота 750-й пробы.

СТРЕЛКИ Из золота 750-й пробы. Дизайн "Небоскреб".