2009: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРЕТЬЕГО - И ПОСЛЕДНЕГО - НАБОРА

  ОКЕАНИЯ – ИНДОНЕЗИЯ

 Лицевая маска

Остров Ломбок, народность сасак

Твердые породы дерева, следы белых пигментов

Высота: 21,5 см

Ранее принадлежала к коллекции Матиаса Комора (Mathias Komor)

Арт. 3320-A

 

 

В моем танце различные сущности слиты:

скорый времени бег и способность с терпением ждать,

облегченье страданий, зла оковы разбиты,

дня и ночи медлительность,

речь непонятную внять,

во смирении бдительность,

месяцы быстро проходят,

их из времени чрева уже невозможно достать

Мишель Бутор

 

 

Эта маска, окутанная атмосферой замешательства, сочетает реалистические и геометрические линии. Ясно видно, что маска олицетворяет старого человека, о чем свидетельствуют ее ввалившиеся щеки, темные круги под бровями и, в особенности, морщины, разрезающие бровь, и складки между носом и ртом. Эти морщины оживляют лицо и помогают придать яркость мимике персонажа, который, кажется, поднял брови и приоткрыл рот от изумления. Старик – обычный для балийского театра Ваянг Топенг персонаж. Скрывающиеся под маской актеры хранили молчание, потому что вынуждены были удерживать маску зубами, зажимая ими кожаный ремешок. Передача интриги и рассказы о подвигах героев, таким образом, возлагались на певцов и повествователей.

 

АЗИЯ – КИТАЙ

 

Лицевая «медная маска» (Zangs-‘Bag)

Регион Тибета, тантрический буддизм. 16–17 века

Частично позолоченная медь, пигментация

Высота: 22,2 см

Арт. 2504-168

 

Узорами своими овиваю

ту пустоту, что разверзается

в твоих глазах и щели рта,

и третий глаз во лбу я открываю,

он будет направлять тебя в твоих трудах,

вершащихся в запутанном сплетеньи судеб,

которые тебе отведены,

и отпрыскам твоим поводырем он будет,

тем, кто продолжит путь, который начал ты

Мишель Бутор

 

 

Создается впечатление, что эта полупустая маска источает загадочность, если не сказать глубокую таинственность. И все же, весьма натуралистическая форма носа напоминает нам о том, что облик маски с застывшей мимикой имеет в себе человеческое начало. Начало же божественное выражается странной мандролой, которая, как драгоценный камень, размещена во лбу маски и в которую помещен нарисованный глаз. Красивые фризы из покрытых золотом орнаментов и завитков обрамляют пустоты. Этот тип «медных масок» («zangs-’bag») носили определенные касты монахов из секты «Желтая шапка» школы Гэлуг. Маски использовались в танцевальных ритуалах, связанных с культом Калачакра («Колесо времени»).

  

АМЕРИКА – МЕКСИКА

 

Маска-кулон

Штат Гуерреро

Культура Мескала (300–100 год до нашей эры)

Базальт

Высота: 12,8 см

Арт. 505-26

 

Во время танца, раз за разом,

я, возникая, в сердце ударяю вмиг.

Его биенье кровь быстрей толкает,

лишь только раздается крик.

Тот крик – стенами отраженный,

за ними ощущаем мы покой,

их не разрушит враг потусторонний,

витающий над нашею землей

Мишель Бутор

 

 

Смешивая в едином стиле влияние нескольких культур, эта маска-кулон передает всю виртуозность ее создателя. Ее властный и суровый профиль сочетает элементы натурализма и абстракционизма. Верхняя часть лица и диагональ щеки выполнены в минималистском стиле; в контрасте с этим, орлиный нос и опущенные уголки рта выглядят намного более реалистичными. Данная маска принадлежит к культуре Мескала. На протяжении классического периода у этих народностей был обычай хоронить усопших под глиняными полами своих жилищ. Согласно ритуалу, связанному с родовым поклонением мертвым, усыпальницы наполнялись маленькими бесполыми человеческими статуэтками, изваянными из цельного камня, портретами голов, дощечками, декорированными лицами, масками и изображениями животных.

 

АФРИКА – ГАБОН

  

Маска группы «юная белая девушка» (ngontang)

Западный Габон, народность фанг

Дерево мягкой породы, покрытое белым каолином, кристаллические вкрапления

Высота: 31 см

Арт. 1019-76

 

Мой нос прямою линией уходит

вверх, меж бровей и лобных дуг.

Меж тем, и вниз упрямо он нисходит,

касаясь подбородка, через контур губ.

Своею прямотой стрелу он мне напоминает,

что в высь заоблачную послана неведомым стрелком,

или же птицу, что порхает,

после того, как в ней твоя душа нашла свой дом

Мишель Бутор

  

Степенность, присущая этой окутанной меланхолической аурой белой маске со ртом в форме буквы «о», свидетельствует об удивительной чувственности создавшего ее скульптора. Она покрыта белым каолином, и этот цвет у народа фанг, как и у других африканских племен, ассоциирован с духами умерших. Выразительная сила лица передается вертикальной линией, которая напоминает нос и, одновременно, шрам, пересекающий лицо от подбородка до лба, и от этой линии ответвляются две подчеркнуто выделенные изогнутые брови. Данная маска использовалась в ритуальных танцах, имеющих отношение к культу поклонения предкам религии бьери. Хотя сама по себе маска не имела непосредственного религиозного значения, танцор-адепт был обязан придерживаться определенной ритуальной жестикуляции и соблюдать установленные табу. Эти танцы были направлены на защиту деревни от колдовства и злых наветов.