2009: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРЕТЬЕГО - И ПОСЛЕДНЕГО - НАБОРА
Остров Ломбок, народность сасак
Твердые породы дерева, следы белых пигментов
Высота: 21,5 см
Ранее принадлежала к коллекции Матиаса Комора (Mathias Komor)
Арт. 3320-A
В моем танце различные сущности слиты:
скорый времени бег и способность с терпением ждать,
облегченье страданий, зла оковы разбиты,
дня и ночи медлительность,
речь непонятную внять,
во смирении бдительность,
месяцы быстро проходят,
их из времени чрева уже невозможно достать
Мишель Бутор
Эта маска, окутанная атмосферой замешательства, сочетает реалистические и геометрические линии. Ясно видно, что маска олицетворяет старого человека, о чем свидетельствуют ее ввалившиеся щеки, темные круги под бровями и, в особенности, морщины, разрезающие бровь, и складки между носом и ртом. Эти морщины оживляют лицо и помогают придать яркость мимике персонажа, который, кажется, поднял брови и приоткрыл рот от изумления. Старик – обычный для балийского театра Ваянг Топенг персонаж. Скрывающиеся под маской актеры хранили молчание, потому что вынуждены были удерживать маску зубами, зажимая ими кожаный ремешок. Передача интриги и рассказы о подвигах героев, таким образом, возлагались на певцов и повествователей.
АЗИЯ – КИТАЙ
Лицевая «медная маска» (Zangs-‘Bag)
Регион Тибета, тантрический буддизм. 16–17 века
Частично позолоченная медь, пигментация
Высота: 22,2 см
Арт. 2504-168
Узорами своими овиваю
ту пустоту, что разверзается
в твоих глазах и щели рта,
и третий глаз во лбу я открываю,
он будет направлять тебя в твоих трудах,
вершащихся в запутанном сплетеньи судеб,
которые тебе отведены,
и отпрыскам твоим поводырем он будет,
тем, кто продолжит путь, который начал ты
Мишель Бутор
Создается впечатление, что эта полупустая маска источает загадочность, если не сказать глубокую таинственность. И все же, весьма натуралистическая форма носа напоминает нам о том, что облик маски с застывшей мимикой имеет в себе человеческое начало. Начало же божественное выражается странной мандролой, которая, как драгоценный камень, размещена во лбу маски и в которую помещен нарисованный глаз. Красивые фризы из покрытых золотом орнаментов и завитков обрамляют пустоты. Этот тип «медных масок» («zangs-’bag») носили определенные касты монахов из секты «Желтая шапка» школы Гэлуг. Маски использовались в танцевальных ритуалах, связанных с культом Калачакра («Колесо времени»).
АМЕРИКА – МЕКСИКА
Маска-кулон
Штат Гуерреро
Культура Мескала (300–100 год до нашей эры)
Базальт
Высота: 12,8 см
Арт. 505-26
Во время танца, раз за разом,
я, возникая, в сердце ударяю вмиг.
Его биенье кровь быстрей толкает,
лишь только раздается крик.
Тот крик – стенами отраженный,
за ними ощущаем мы покой,
их не разрушит враг потусторонний,
витающий над нашею землей
Мишель Бутор
Смешивая в едином стиле влияние нескольких культур, эта маска-кулон передает всю виртуозность ее создателя. Ее властный и суровый профиль сочетает элементы натурализма и абстракционизма. Верхняя часть лица и диагональ щеки выполнены в минималистском стиле; в контрасте с этим, орлиный нос и опущенные уголки рта выглядят намного более реалистичными. Данная маска принадлежит к культуре Мескала. На протяжении классического периода у этих народностей был обычай хоронить усопших под глиняными полами своих жилищ. Согласно ритуалу, связанному с родовым поклонением мертвым, усыпальницы наполнялись маленькими бесполыми человеческими статуэтками, изваянными из цельного камня, портретами голов, дощечками, декорированными лицами, масками и изображениями животных.
АФРИКА – ГАБОН
Маска группы «юная белая девушка» (ngontang)
Западный Габон, народность фанг
Дерево мягкой породы, покрытое белым каолином, кристаллические вкрапления
Высота: 31 см
Арт. 1019-76
Мой нос прямою линией уходит
вверх, меж бровей и лобных дуг.
Меж тем, и вниз упрямо он нисходит,
касаясь подбородка, через контур губ.
Своею прямотой стрелу он мне напоминает,
что в высь заоблачную послана неведомым стрелком,
или же птицу, что порхает,
после того, как в ней твоя душа нашла свой дом
Мишель Бутор
Степенность, присущая этой окутанной меланхолической аурой белой маске со ртом в форме буквы «о», свидетельствует об удивительной чувственности создавшего ее скульптора. Она покрыта белым каолином, и этот цвет у народа фанг, как и у других африканских племен, ассоциирован с духами умерших. Выразительная сила лица передается вертикальной линией, которая напоминает нос и, одновременно, шрам, пересекающий лицо от подбородка до лба, и от этой линии ответвляются две подчеркнуто выделенные изогнутые брови. Данная маска использовалась в ритуальных танцах, имеющих отношение к культу поклонения предкам религии бьери. Хотя сама по себе маска не имела непосредственного религиозного значения, танцор-адепт был обязан придерживаться определенной ритуальной жестикуляции и соблюдать установленные табу. Эти танцы были направлены на защиту деревни от колдовства и злых наветов.