Первые механические часы появились значительно раньше, чем в наших домах зажглись электрические лампочки, задолго до изобретения уличного газового рожка. И сразу возникла проблема: часовой циферблат легко читался при дневном свете, но попробуйте разглядеть стрелки ночью… Никаких светящихся красок тогда еще не знали. Вместо них придумали репетир — часы, мелодично отбивающие время по велению хозяина.

Начнем с того, что репетир и часы с боем — совсем не одно и то же, хотя и могут прекрасно уживаться в одном корпусе. Часы с боем автоматически оглашают время по мере его продвижения, даже когда их показания никому не интересны.

Например, вы спите и не намерены всякий раз просыпаться лишь для того, чтобы услышать который час. Репетир же сообщит вам эту информацию, только если вы его попросите - дернете за веревку, нащупаете кнопку или рычаг. И не один раз сообщит, а столько, сколько позволит завод и пожелает ваша душа.

Такая конструкция позволяла нашим предкам в полной темноте, не зажигая свечу, получать ответы на извечный вопрос о времени. Кстати, до появления спичек зажигание свечи превращалось в крайне утомительное занятие. А уж для ждущего рассвета путешественника, коротающего ночь в дороге, в темной карете, репетир был просто спасением.

Но и при ясном свете было приятно время от времени послушать мелодичные удары. Поэтому нет ничего удивительного, что устройство четвертного репетира было запатентовано в далеком уже 1687 году английским часовщиком Даниэлем Куэйром (Daniel Quare) у самого Его Величества короля Якова Второго.

Настал удобный момент для рассказа о том, какие же встречаются виды репетиров, и как определить время по их ударным партиям. Как правило, репетиры способны воспроизводить звуки всего двух тонов: низкий и высокий. За каждый из них отвечает своя пара гонг-молоточек. Но даже такой небогатый арсенал позволяет нам узнавать время с точностью до минуты, хотя и не у всех моделей.

Упомянутые четвертные репетиры отбивают полный час ударами низкого тона, а число истекших четвертей следующего часа — более высокими. Нажав на кнопку, скажем, в 23:56, вы услышите 11 низких ударов и 3 высоких.

Пятиминутные репетиры пробивают высокими ударами, как следует из названия, пятиминутные интервалы, а четверти определяют сдвоенным боем обоих молоточков. В те же 23:56 пятиминутный репетир издаст 11 низких, 3 сдвоенных и 2 высоких звука. Но чаще встречаются более простые пятиминутные репетиры, не отбивающие четверти, — вы услышите сначала 11 низких, а потом столько же высоких ударов.

В минутных репетирах высокий тон отвечает за минуты. В 23:56 репетир отзовется 11-ю низкими, 3-мя сдвоенными и 11-ю высокими сигналами. Впрочем, существуют минутные репетиры, в которых сдвоенный удар соответствует не четвертям, а пятиминутным интервалам. Как мы узнаем далее, каждый вид временного интервала задается независимыми механическими элементами, поддающимися комбинации в различных сочетаниях.

В любом случае, однажды сличив показания времени на вид и на слух, в дальнейшем вы будете безошибочно расшифровывать его звуковой эквивалент. С толку вас не собьет даже близкое знакомство с редким получетвертным репетиром, отбивающим высоким тоном промежутки в семь с половиной минут.

Особо сложные минутные репетиры наделяются еще и функцией автоматического боя — в механизмах Grande Sonnerie и Petite Sonnerie. Различие между ними состоит в том, что первый автоматически отбивает часы и четверти, предваряя каждую четверть повторением часового боя, а второй также озвучивает часы и четверти, но не повторяет каждую четверть часовые удары.

Естественно, обе разновидности, как и положено репетирам, воспроизводят бой по требованию, да еще с минутным отсчетом. При этом, если обычный репетир необходимо взводить перед каждым прослушиванием, то в таких комбинированных моделях он заводится раз в день, вместе с пружиной боя. Однако поскольку механика автоматического боя достаточно энергоемка, ее делают отключаемой.

Напоследок упомянем о существовании репетиров с тремя, четырьмя и большим количеством разновысоких звуковых тонов. Patek Philippe даже удалось заставить свою карманную модель Star Caliber 2000 с механикой типа Grande Sonnerie точно копировать 16-нотную мелодию лондонского Биг Бена (курантов Вестминстеркого аббатства) — в корпус сложнейших часов поместили целых пять разноголосых гонгов.

И еще, существует разновидность репетиров, называемая жакемарами. На циферблате таких часов располагают маленькие фигурки, движущиеся в такт с ударами гонга, причем создается впечатление, что это сами фигурки производят музыкальный бой. Сегодня жакемары — это "конек" Ulysse Nardin. А теперь, вооружившись теоретическими познаниями, вполне можно продолжить знакомство с историей удивительного механизма.

Несмотря на легкость в обращении, репетир представляет собой, по общему мнению, самый непростой из специальных часовых механизмов — сложнее турбийона. Поэтому портативные репетиры оставались, с момента своего появления и до самого последнего времени, вещью достаточно редкой, производящейся поштучно, вручную и лишь немногими, истинными часовыми виртуозами.

Первый четвертной репетир был сделан лет за десять до получения исторического королевского патента, предположительно в середине 1670-х. А уже в 1695 году родоначальник жанра Даниэль Куэйр конструирует получетвертной механизм.

Изобретательный англичанин известен еще и тем, что первым разместил на общей оси часовую и минутную стрелки. Пятиминутный репетир рождается на свет стараниями Сэмуэля Ватсона (Samuel Watson) в 1710-м. Дольше всего пришлось повозиться с минутным репетиром — его создает Томас Мьюдж (Thomas Mudge) к 1750-му году. В общем, британцы играли тогда первую скрипку часового оркестра, в котором еще не успели обосноваться будущие солисты — швейцарцы.

За первые сто лет своего развития репетиры не слишком вписались в габариты карманных часов, оставаясь, прежде всего, прерогативой настенных, напольных и каминных разновидностей. Отдельно упомянем так называемые каретные часы —дорожный атрибут богатого путешественника.

Они имели специальный защитный футляр, который однако не мешал нажать на рычаг и услышать сигналы точного времени. Более массивный механизм настенных часов иногда приводился в действие дерганьем за шнур. Самыми распространенными репетирами оставались четвертьчасовые, встречались даже часовые.

Изменить этот механизм, причем коренным образом, оказалось по силам лишь Абрахаму Луи Бреге. В 1783 году Бреге изобретает конструкцию ударного гонга в виде пружины, что позволило значительно уменьшить размеры устройства. До этого в роли гонга выступали колокольчики.

И в том же 1783-м мастер приступает к созданию легендарных часов Queen Marie Antoinette, обладавших, помимо множества других передовых решений, и усовершенствованным минутным репетиром. C легкой руки Бреге уже к концу XVIII века карманный репетир становится довольно распространенным предметом, правда, лишь в высших кругах европейского общества.

Репетиры явились, без преувеличения, элементом культуры и снискали расположение многих выдающихся людей. Самый известный репетир в русской литературе — это Breguet Евгения Онегина. Прообраз этих часов был выписан из Парижа отцом Александра Пушкина в 1804 году. Любили репетиры, за их чудный звук, и многие музыканты, например Петр Чайковский и Рихард Вагнер. Не расставался со своим репетиром, доставшимся в наследство от деда, сэр Уинстон Черчилль.

К сожалению, триумф репетиров оказался скоротечен. В 1830-е годы появились безопасные спички, облегчившие нелегкую процедуру зажигания свечей, а позже получили распространение керосиновые и газовые лампы. Чем ярче горели новые источники света, тем быстрее угасал интерес к репетирам, делая их достоянием немногих чудаков и коллекционеров. Дело еще больше осложнилось в 20-е годы прошлого века, когда на арену вышли электрические лампочки. Правда, сложность конструкции, словно бросавшая вызов признанным грандам часовой промышленности, все же заставляла изготавливать такие устройства небольшими сериями, чаще в виде карманных часов.

Первые наручные часы с минутным репетиром были произведены мастерами компании Audemars Piguet еще в 1892 году. С тех пор фирма становится одним из основных поставщиков подобной механики, в том числе и для сторонних марок. Ну, и конкуренты не отставали, прежде всего Vacheron Constantin, Patek Philippe, Blancpain, Ulysse Nardin, Kelek. Как видите, имена говорят сами за себя. И все потому, что репетир — самый дорогой, в прямом и переносном смысле, часовой компонент.

Поэтому на протяжении большей части ХХ века эти часы собирались в основном для поддержания престижа и демонстрации возможностей марки, ни о каком коммерческом производстве речь не шла. Лишь в конце 80-х, вместе с развитием и миниатюризацией часовых технологий, репетиры получают постоянную прописку в престижных наручных моделях, оставаясь при этом единичным и уникальным товаром.

Как ни странно, этот, вроде бы совсем не обязательный в наши дни механизм, стал одним из самых настойчивых "поводырей" некоторых знаменитых швейцарских фирм и окончательно вывел их из глубокого кризиса 1970-х. Но и сегодня репетирами оснащаются часы для избранных — такие не носят каждый день на работу, в них не ездят на отдых, репетир сам подаст сигнал, когда захочет "выйти в свет".
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2003