Статья о часах Harry Winston
Часы Opus Eleven, представленные на стенде Harry Winston, вновь сделали знаменитый проект центром всеобщего внимания и восхищения. Достаточно сказать, что небольшой ролик в Интернете, на котором создатель творения Дени Жиге показывает, как все устроено, за первые два месяца просмотрело около 130 000 человек по всему миру! Механическая хореография нового «опуса» и правда гипнотизирует с первого па.
В последние несколько лет знаменитый проект Opus уже не так будоражил фанатов часовой механики, избалованных множеством появляющихся как грибы после дождя авангардных идей. Нет, плоды сотрудничества команды Harry Winston и независимых мастеров все так же становились самобытными и оригинальными хронометрами, однако прежнего ажиотажа они уже не вызывали и быстро терялись под напором ярких новинок отрасли. Показательно, что большее оживление среди прессы и покупателей вызвало сообщение о долгожданном и уже казавшемся утопическим появлении третьего Opus, задуманного около восьми лет назад Вианни Альтером и благополучно завершенного в ателье Renaud & Papi.
Но одиннадцатый эпизод сериала про реализацию самых смелых идей независимых часовщиков с помощью известного ювелирно-часового дома вновь заставил вспомнить, что Opus от Harry Winston — по-прежнему фаворит в гонке концептов.
Современная фабрика
Идея и воплощение ее в жизнь принадлежит французскому часовщику-инженеру Дени Жиге, широко известному в часовом мире, прежде всего благодаря созданной им молодой часовой марке MCT. В отличие от всех предыдущих независимых мастеров Дени хорошо знаком с Harry Winston, так как на протяжении шести лет возглавлял производственный отдел часового направления дома. В 2000 году он был приглашен в компанию из Rolex, чтобы реорганизовать отдел продаж и логистики, однако очень быстро стал ответственным за работу департамента исследований и разработок. Если вспомнить, что проект Opus был запущен Максимиллианом Бюссером в том же 2000 году, то становится понятным, что Жиге с самого начала принимал непосредственное участие в создании первых шести релизов. В 2006-м Дени решил уйти вслед за Максом в свободное плавание и сначала организовал консультационное ателье Innovtime, которое помогало крупным часовым брендам в вопросах создания сложных механизмов, а спустя год и свой собственный часовой бренд (Manufacture Contemporaine du Temps — «современная фабрика времени», хотя одновременно M, C и T являются еще и инициалами трех дочерей Дени Жиге).
С обратной стороны корпус Opus 11 напоминает голову Микки-Мауса
Весной 2008 года MCT представил свою первую и на сегодня пока единственную модель Sequential One (выход Sequential Two активно анонсируется на осень), в которой сейчас можно усмотреть много общего с Opus 11 в концепции способа индикации времени. «Специализацией» Дени Жиге является конструкция альтернативных отображений главных временных показателей — количества часов и минут, то есть построение очень сложных часов с очень простыми функциями. В дебютной модели MCT для индикации текущего часа используется блок из пяти треугольных призм, напоминающих жалюзи или рекламные механические щиты со сменными картинками. На каждой грани призмы нанесен элемент цифры (или цифр), а из всех пяти складывается уже цельный индикатор. Таким образом, каждый блок способен отображать по три состояния, а всего блоков четыре. Три из четырех «неактивных» на протяжении текущего часа блоков скрыты под минутной шкалой, имеющей вырез одну четверть. В конце каждого часа эта шкала делает прыжок на 90 градусов против часовой стрелки, открывая взору цифру следующего часа и закрывая предыдущую. Кроме уникальной системы индикации Sequential One также примечательны так называемым высокоточным спуском Штрауманна с двойной спиралью.
MCT Sequentiel One имеет много общего с Opus 11 в концепции способа индикации времени
Эти часы получили массу положительных отзывов, а Дени Жиге — приглашение вернуться в проект Opus уже в новой роли «свободного художника». Он продолжил развивать идею прыгающего часа, но на сей раз часы получились более эмоциональными, наделенными взрывным характером, отчасти в буквальном смысле. Если при наблюдении за работой Sequential не покидает ощущение абсолютного порядка и разумной прогнозируемости, то в конце каждого часа на циферблате Opus Eleven наступает полный хаос, из которого потрясающим образом опять рождается порядок. Здесь время находится в состоянии динамического равновесия, готового в любой момент рассыпаться, чтобы под воздействием каких-то неведомых сил вновь найти, казалось бы, устойчивое положение, но уже на новом уровне.
Для отображения времени Дени вновь прибегнул к цифровой индикации, причем цифры часа складываются, как паззлы, из четырех пятиугольных табличек. Текущий час отображается в центре циферблата, все остальное пространство занято «осколками времени» — 20 «лишними» табличками с элементами других цифр, словно парящими в невесомости вокруг островка определенности. По истечению 59-й минуты под выпуклым сапфировым стеклом наступает анархия, безумный танец, но всего спустя несколько мгновений, которые так хочется продлить, все снова затихает, а в центре складывается уже новое сочетание осколков, по «счастливой случайности» оказывающееся цифрой нового часа.
Корпус Harry Winston Opus Eleven состоит из трех частей-цилиндров — основного и двух боковых, словно выросших на правой части наибольшего. Все цилиндры расположены на разных уровнях, что добавляет часам объема. Центральная часть содержит основной механизм и целиком отдана на откуп «взрывающемуся часу». Верхний боковой цилиндр служит для индикации минут, которая реализована с помощью двух дисков, вращающихся относительно неподвижной стрелки. Меньший диск, показывающий десятки минут, перемещается скачками, больший — ответственен за единицы и крутится постепенно. Нижний боковой цилиндр является отдельными апартаментами для колебательного узла с большим титановым колесом. Сапфировое стекло позволяет наблюдать за процессом отсчета квантов времени даже с лицевой стороны часов.
Каждый полный оборот связанной пары минутных дисков запускает непродолжительное, но эффектное движение кинематической системы, целью которого является изменение текущего показателя часа. Система состоит из четырех сателлитов, размещенных на вращающейся платформе. Во время переключения платформа вращается вокруг своей центральной оси и одновременно каждый сателлит вращается вокруг своей собственной, то есть схема движения напоминает планетарную кинематику 103-й модели Urwerk. Однако на этом сходство заканчивается, так как строение каждого сателлита в Opus 11 заслуживает отдельного разбора и детализации.
Автор Opus Eleven Дени Жиге в начале века 6 лет проработал главой отдела исследования Harry Winston
Идеал и реальность
Каждый сателлит несет по три пары табличек (общим числом 24), на которых нанесены элементы цифр. Самый главный фокус заключается в том, что таблички двухсторонние, поэтому механизм должен уметь их переворачивать, то есть добавляется вторая плоскость вращения элементов индикации. Для этого служит вертикальная трансмиссия, состоящая на каждом из спутников из восьми промежуточных колес, трех эллиптических шестерен, одной треугольной шестерни и шести конических трибов. Промежуточные колеса создают дополнительные три оси горизонтального вращения для трех пар осколков. На каждой из этих осей расположена эллиптическая шестерня с коническим трибом и напрессована пара табличек, напоминающих двухстороннее весло. Возле одной из табличек также расположен конический триб: именно зацепление двух таких деталей позволяет добавить дополнительную плоскость вращения и поворачивать таблички. Все три эллиптические шестерни входят в зацепление с центральной треугольной шестерней — комбинация нетрадиционных форм колес позволяет варьировать передаточное отношение, то есть скорость вращения табличек неравномерна на протяжении одного оборота. Благодаря этому хитроумному ходу удается избежать столкновения между плакатами с разных сателлитов на очень ограниченном пространстве.
Каждая из 12 осей, на которых закреплены таблички, описывает в процессе переключения часа эпициклоиду — кривую, которую «рисует» фиксированная точка окружности, катящаяся по внешней стороне другой окружности (визуально этот след напоминает цветок). Поэтому вся сложная колесная система Opus 11 может быть охарактеризована как система с эпициклоидальной передачей.
Очевидно, что описанная конструкция содержит массу мельчайших деталей колесной системы. Поэтому при ее реализации возникали две взаимосвязанные задачи — проблема проектирования и расчета механико-математической модели и вопрос изготовления деталей высочайшей точности. Первая часть была решена с помощью мощных современных компьютерных САПР (систем автоматизированного проектирования), позволивших, например, рассчитать оптимальные профили треугольной и конической шестерней, смоделировать их взаимодействие при различных видах зацеплений с различной величиной зазора. Причем их графический интерфейс и средства визуализации позволяют не только предоставить результаты моделирования в виде графиков и таблиц, но и увидеть реальную трехмерную картинку работы потенциального механизма. Большим недостатком таких систем проектирования является, как бы парадоксально это ни звучало, их идеальность.
Изготовление реальных физических деталей таких параметров способно внести свои коррективы в красивую компьютерную модель, ведь малейший допуск или погрешность может привести к «эффекту бабочки», то есть к поломке всего механизма. Поэтому при производстве ряда деталей двигателя для Opus Eleven на мануфактуре MCT в Невшателе был использован метод фотолитографии, позволяющий изготавливать миниатюрные детали с точностью, не достижимой традиционными методами механической обработки. Эта технология стучится в традиционное часовое дело из исторически конкурирующей отрасли — микроэлектроники. Стандартная фотолитография на сегодня проводится с фактическим разрешением 1мкм, но некоторые современные фотолитографические устройства позволяют получать топографические элементы с размерами до 50 нм! Конечно, это совершенно фантастические, в принципе недостижимые цифры для любого вида механической обработки. В двух словах можно сказать, что в этом случае миниатюрные детали не вырезаются из заготовки резаками или высверливаются, и затем шлифуются до нужного состояния, а «выжигаются» светом, и их поверхности практически не требуют дополнительной обработки. Кроме того фотолитография позволяет получать совершенно идентичные детали-клоны.
К примеру, трибы конических шестерней Opus 11 имеют ширину всего 1,2 мм, но благодаря новой технологии удалось с предельной точностью выдержать профиль и углы их зубчатых венцов. Высочайшая прецизионность при изготовлении деталей позволила рассчитать кинематику колесной системы так, чтобы для вращения табличкам требовалось как можно меньше места. Насыщенность пространства циферблата механическими связками и плотность деталей и создают гипнотический эффект анимации. В совокупности на сборку механизма из 566 деталей (включая 155 камней) уходит пять недель. Ручной завод механизма обеспечивает стандартный запас хода до двух суток.
Рождение порядка
Сборка объявленного объема серии в 111 экземпляров, безусловно, станет серьезной нагрузкой на небольшую фабрику MCT. Ведь несмотря на авангардную идею, отделка механизма выполнена по всем традиционным канонам швейцарского часового дела. Корпус изготовлен из белого золота, однако, скорее всего, не стоит удивляться появлению специальных заказов на другие версии, в том числе и на инкрустацию бриллиантами. Это же Harry Winston!
Пожалуй, при обсуждении Opus Eleven не стоит упоминать о практичности. Это механическая концентрация эмоций, которые очень важны для Дени Жиге при создании часов. Ультрасложную конструкцию механизма удалось реализовать только благодаря еще совсем недавно недоступным часовщикам передовым технологиям проектирования и изготовления деталей, а благодаря проекту Opus весь этот инновационный ресурс можно направить на разработку абсолютно иррациональных часов. Это совершенно не полезно, но это невероятно «вкусно». Самым большим недостатком модели являются слишком долгие паузы между ритуалами смены показаний, и владельцев наверняка будет обуревать желание попросить конструкторов «поменять местами» индикацию часов и минут, чтобы часы «взрывались» каждые 60 секунд. Но учитывая, что и заводить их тогда придется почти беспрерывно, остается лишь не пропускать 59-ю минуту, чтобы снова насладиться мгновением рождения устойчивого порядка из полного хаоса.
Иван Гопей, опубликовано в журнале «Мои часы» №3-2011
****
Технические характеристики Harry Winston Opus Eleven
Корпус: составной корпус из трех цилиндров с сапфировым стеклом между ними, белое золото 18К
Механизм: с ручным заводом из 566 деталей, 24 конических триба, 155 камней, запас хода 48 часов
Функции: индикация часов при помощи 24 вращающихся составных цифровых табличек, регулируемых распределительной планетарной системой, цифровая индикация минут при помощи двух дисков: прыгающий диск для десятков и плавно перемещающийся — для единиц
Ремешок: кожа крокодила с раскладывающейся застежкой на кнопках
Лимит выпуска: 11
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/1334