Статья о часах Romain Jerome
Пока большинство производителей старательно убеждают нас и, похоже, самих себя в фундаментальности и серьезности производимого ими продукта, жонглируя понятиями «традиции», «наследие» и «вечные ценности», появляется все больше часовых провокаторов, не стесняющихся подходить к разработке очень оригинальных моделей с изрядной долей самоиронии и легкого стеба. Их не сдерживают жесткие рамки noblesse oblige или надменные ухмылки коллег по цеху. Они не боятся уже не намекать, а прямо и открыто говорить то, о чем в «серьезном часовом обществе» даже думать неприлично: часы — это игрушка.
Эта идея, конечно, не нова, но резко возросшее количество игровых часов за последние пару лет заставляет искать причины появления столь заметного тренда. Одно из объяснений — желание покупателей расслабиться после напряженного этапа кризиса, приобретая не просто новые часы, а часы «легкие», заставляющие улыбнуться и мгновенно поднять настроение. И если некоторые производители ограничиваются просто набором игровых аллюзий в оформлении модели, то самые дерзкие перешли к интерактивному взаимодействию механизма и владельца-игрока.
Просто игра
Уже 35 лет тысячам женщин на Земле настроение поднимают «плавающие» бриллианты часов Chopard Happy. Простое и эффектное решение поместить несколько бриллиантов между двойным сапфировым стеклом над циферблатом сделало ювелирный дом одним из лидеров по продажам женских часов. Это не совсем игра, это скорее возможность легкого флирта с лучшими друзьями девушек в моменты скуки или ожидания. От обидного прозвища «погремушка» часы Happy были спасены оригинальным ювелирно-техническим решением: «плавающие» бриллианты во время перемещения между стеклами вращаются как волчок вокруг своей оси, сверкая всеми гранями своего превосходства. Впрочем, оригинальное использование бриллиантов относится, скорее, к ювелирному, а не часовому искусству, но появление часов Chopard Happy можно считать первым шагом в создании направления «игровых часов».
Chopard Happy Sport 150th Anniversary Edition
Следующий шаг сделал эксцентричный француз Ален Зильберштейн, привнеся в уже вполне «взрослое» часовое искусство элемент детской игры, если не сказать подростковой провокации. Ну разве может кто-то всерьез рассматривать приобретение вечного календаря с разноцветными рожицами на циферблате и стрелках? К тому же с одной стороны ремень синий, а с другой красный. Или турбийон «Папайя» с ярко-желтым циферблатом в корпусе, обтянутом ярко-оранжевой кожей аллигатора? Шутка ли, 50 000 евро за часы со стрелками из детского конструктора! Однако из года в год лимитированные тиражи ярких и очень неординарных часов (обычно это 500 экземпляров каждой модели со сложной механикой и 999 экземпляров более простых механизмов, например, хронографов) быстро находят своих довольных владельцев. За это месье Зильберштейн заслуживает глубокое уважение общества и награду «За стойкость экстравагантным взглядам в области часового дизайна». Разве можно остаться равнодушным к часам, где для индикации дня недели используются смайлы различной степени довольства? И удобно — не надо локализировать название дней недели на разных языках — если перед вами кислая и недовольная рожица, то сразу понятно — сегодня понедельник…
Alain Silberstein Tourbillon Papaya
Рубеж тысячелетий, видимо, можно считать своеобразным «пубертатом» современного часового искусства, поскольку именно в это время пользовались наибольшим спросом и яркие модели Зильберштейна, и провокационная коллекция Bubble, доставлявшая огромную радость самому тогдашнему владельцу Corum Северину Вундерману. Не удивительно, что сейчас, когда «повзрослевший» бренд во главе с новым владельцем Антонио Кальче решил отказаться от экспериментальных коллекций и сосредоточиться на престижной механике, многие клиенты вспоминают о Bubble со светлой грустью — как успешные банкиры иногда тоскуют о беззаботной студенческой юности. Часы с выпуклым стеклом и разнообразной нечистью на циферблате — летучие мыши, гангстер, Люцифер или Барон Суббота, Веселый Роджер или Ночной Летчик — каждый мог выбрать себе альтерэго по вкусу.
Corum Bubble Flush Royal Limited Edition
Но особой популярностью в линии Bubble пользовались две азартные модели: Casino и Flash Royal, посвященные рулетке и покеру соответственно. И тут настало время от ностальгических игр детства перейти к серьезным играм.
Игры для начинающих
Тема казино, а особенно рулетки — любимейший объект часовщиков для создания игорных часов. Казино является воплощением игорной страсти и азарта. Само строение «колеса фортуны» подталкивает к аналогии с циферблатом, поэтому этот альянс достаточно предсказуем. Главным отличием современных новинок становится интерактивность. Нынешний уровень развития часовой механики позволяет не просто оформить часы в стиле казино или конкретной игры, а приглашает сыграть их обладателя с механизмом в карты или крутануть рулетку. Каждый из уже многочисленного перечня производителей предложил свою версию реализации казино-часов.
Основоположником концепции игровых часов, пожалуй, можно считать Франка Мюллера. Во второй половине 90-х этот гениальный часовщик и маркетолог метеором ворвался в скучную и консервативную часовую отрасль, а эмоциональные и оригинальные идеи буквально фонтанировали из его мастерской. Наряду с множеством сложнейших вариаций традиционных часовых узлов некоторые модели Franck Muller снабжались абсолютно нефункциональными, но очень эффектными модулями, не имеющими никакой иной цели, кроме как приносить их владельцу удовольствие. В 1999 году им была создана модель Vegas — первая часовая рулетка — традиционные часы, снабженные дополнительной центральной стрелкой (выполняющей функции шарика) и полем для игры. Кнопка в заводной головке запускала быстрое вращение стрелки, которое через несколько мгновений останавливалась в произвольном месте. Vegas пережил множество переизданий в самых разных корпусах и исполнениях и является изюминкой коллекции Franck Muller и сегодня.
Franck Muller Vegas
Кроме Vegas можно вспомнить и другие новаторские решения. В часах Secret Hours часовая и минутная стрелки все время указывают на «12 часов», а точное текущее время показывают только при нажатой кнопке, встроенной в заводную головку. Как только кнопка отпущена — стрелки мгновенно возвращаются в исходное «нулевое положение». Не менее сложно неискушенному зрителю определить время на циферблате модели с говорящим названием Crazy Hours. Часовые отметки здесь расположились в произвольном хаотическим порядке, поэтому по истечению 60 минут часовая стрелка судорожно пытается найти место, куда ей нужно прыгнуть, чтобы хоть немного поддерживать порядок в этом беспросветном хаосе. Каретка огромного парящего турбийона модели Revolution 1 при нажатии на боковую кнопку поднималась до самого стекла, а стрелки замирали в положении «12 часов», пока кнопка не отпускалась. Пожалуй, когда будут писать историю современного часового дела, именно Франка Мюллера назовут родоначальником «игровых часов», у которого появились многочисленные последователи.
Взрослые игры
В 2009 году на BaselWorld можно было увидеть новинку SP-1 Roulette от марки с неоднозначной репутацией Azimuth, посвященную открытию первого в Сингапуре и крупнейшего в Азии игорного дома. На циферблате под двумя основными стрелками располагалось поле для игры в рулетку и шарик, закрепленный на тонкой центральной оси. При нажатии на крупную заводную головку в форме игральной кости и одновременном произношении секретного пароля «Делайте ваши ставки, господа!» шарик начинал вращаться и спустя некоторое время произвольно останавливался напротив одного из слотов. За механику игры отвечает дополнительный модуль к базе ETA 2842.
SP-1 Roulette от Azimuth с настоящим колесом для игры в рулетку
После рулетки позапрошлого года на BaselWorld-2011 Azimuth предложил сыграть в баккару (популярная карточная игра, имеющая много общего с блэк-джеком или игрой в двадцать одно). Точнее сказать, механизм и игровое усложнение остались полностью аналогичными — дополнительная центральная стрелка произвольно вращается и останавливается после нажатия на кнопку в заводной головке, однако циферблат на сей раз размечен четырьмя основными позициями этой карточной игры: игрок, дилер, ничья и пара. Ювелирная версия дополнена паве из разноцветных драгоценных камней.
В Azimuth Baccarat дополнительная центральная стрелка предназначена для игры в баккара
Впрочем, если рулетка на руке от Azimuth не особо щекочет нервы, то отправиться в ближайшее казино можно с другой тематической новинкой этого года — Bell & Ross Casino. Здесь нет интерактивного вовлечения, а стилизованный под символ любого игорного дома циферблат предназначен исключительно для отображения часов, минут и секунд, хотя и очень необычным способом. Весь циферблат состоит из трех концентрических частей: внешнее кольцо, совершающее оборот за 12 часов, состоит их красных и черных слотов, куда в рулетке падает шарик, а функцию часового индикатора выполняет зеленое поле зеро. Среднее кольцо, совершающее оборот за 60 минут, содержит псевдошарик, который является минутным индикатором. Центральная часть с ручкой колеса является, по сути, секундным индикатором. Вся конструкция размещена в классическом для этой марки квадратном корпусе BR01 из нержавеющей стали с черным PVD-покрытием.
Bell & Ross BR01 Casino с циферблатом из вращающихся дисков
Еще одна версия BR01 Casino была анонсирована компанией в рамках подготовки к благотворительному аукциону Only Watch, подарившему множество неожиданных интерпретаций известных моделей — в данном случае, верхняя часть корпуса и циферблат этого уникального экземпляра будут выполнены из розового золота.
Bell&Ross BR01 Casino уникальный экземпляр для аукциона Only Watch 2011
Раз речь зашла об аукционе в Монако, то нельзя не вспомнить и представленный в начале года новый хронограф от Roger Dubuis, навеянный эстетикой игорных заведений Монте-Карло. В рамках премьерной коллекции La Monegasque почетное флагманское место занимает мануфактурный механизм с колонным колесом калибра RD680. Лимитированная 128 экземплярами модель La Monegasque Big Number очень аккуратно обыгрывают тематику казино — индикация и функциональность здесь привычные, а вот при оформлении циферблата использованы традиционные игровые цвета: тахиметрическая шкала выполнена с помощью зеленой разметки, красные часовые отметки только для нечетных чисел расположились на черном кольце и напоминают все то же колесо рулетки. Механизм традиционно для Roger Dubuis отмечен Женевским клеймом.
Хронограф La Monegasque Big Number от Roger Dubuis
Ставки сделаны
Однако все эти и другие игровые часы меркнут на фоне одной из самых потрясающих новинок 2011 года, часов, которые могут претендовать на звание настоящего «механического казино» — Christophe Claret 21 BlackJack. Дело в том, что помимо индикации часов и минут, эти часы позволяют владельцу сыграть в три(!) основные игры любого казино: кости, рулетка, блэк-джек, то есть все развлечения игорного дома умещаются в 45-миллиметровом корпусе этого уникального аппарата. Особую иронию этой модели можно разглядеть в специфических отношениях приборов для измерения времени и игровых домов — хорошо известно, что в казино нигде нет общественных часов, поскольку администрация всячески пытается скрыть от игроков ощущение реального времени, проведенного за столом. Потому казино, помещенное в часы, это тот еще оксюморон.
Проще всего дело обстоит с игрой в кости: в боковине корпуса под сапфировым стеклом находятся два 1,5-миллиметровых игральных кубика. Встряхнув часы, игрок может «бросить кости» и надеяться на «дубль-шесть». С обратной стороны корпуса расположилась уже хорошо знакомая нам рулетка, которая остроумно является частью системы автоподзавода часов, то есть элементом ротора. Роль шарика выполняет стрелка на внутренней вращающейся части рулетки. На задней части корпуса в позиции «9 часов» закреплен изумруд, разделяющий слова Lucky Number («счастливое число») — можно предположить, что эта опция «индивидуально» настраивается под заказчика. Само колесо фортуны великолепно детализировано и безупречно в исполнении.
Основная и самая сложная игра расположена с лицевой стороны часов, то есть непосредственно на циферблате — это блэк-джек, или «двадцать одно», она, собственно, и дала название часам. На циферблате располагаются окна, в которых появляются «сданные» карты — три окна для карт дилера в верхней части циферблата и четыре окна для карт игрока. Очередная карта открывается при нажатии на кнопки с левой стороны корпуса, напоминающие кнопки хронографа: на «10 часов» кнопка карт дилера, на «8 часов» — кнопка карт игрока, а между ними расположена кнопка сброса игры («перемешивает» и «сдает» карты). Каждая выдача карты сопровождается звуком гонга, ведь механическое звучание часов — это фирменное усложнение Кристофа Кларе. Симметрично окошку с костями находится окно, через которое можно увидеть бьющий по гонгу молоточек с надписью HIT и символами четырех карточных мастей. Очень детально проработанные карты расположены на 7 дисках по 8 карт, таким образом, система механизма предлагает 884 736 различных игровых комбинаций! Мануфактурный механизм состоит из 501-й детали и работает на частоте 28 800 пк/ч. Будет выпущено всего 40 экземпляров этих удивительных часов в разных исполнениях, причем, по словам Кларе, весь тираж уже раскуплен, что достаточно предсказуемо.
Christophe Claret 21 BlackJack предлагает сыграть в три игры: кости, рулетку или блэк-джек
Игры будущего
Хотя Кристоф Кларе и не является азартным посетителем казино, это уже не первая его игровая сенсация. В 2007 году именно он в сотрудничестве с Girard-Perregaux разработал знаменитый Jackpot Tourbillon — уникальный механизм, имеющий весьма дивное сочетание инженерных модулей: спуск мануфактурного калибра GPFAY08 помещен на турбийон с классическим для этой марки крупным золотым мостом, а над вихрем расположился полноценный игровой автомат — слотмашина, более известная как «однорукий бандит». Рука бандита также имеется — с правой стороны прямоугольного корпуса Vintage находится специальный рычаг — если дернуть его вниз, то три барабана, насаженных на одну ось, начинают быстро вращаться, а затем поочередно останавливаться, выводя в апертурах один из игровых символов. Причем каждый запуск автомата, конечно, сопровождается гонгом. Пожалуй, именно Girard-Perregaux Vintage 1945 Jackpot Tourbillon стали первыми интерактивными и по-настоящему игровыми часами (хотя все участие игрока здесь заключается в дерганье ручки), за что им довелось выслушать немало критики и упреков в абсолютнейшей бессмысленности и сюрреализме самой идеи от часовых пуристов. Возможно, от более молодой и не такой основательной часовой марки подобная конструкция стоимостью в полмиллиона долларов была бы встречена более лояльно.
Механизм с ручным заводом GPFAY08 с турбийоном, на прямоугольной платине 38,6x32,6 мм, частота работы баланса 21 600 пк/час
Girard-Perregaux Vintage 1945 Jackpot Tourbillon
Что подтверждает пример другого бренда — Romain Jerome, как раз молодой марки с репутацией провокатора, чей последний дебют, модель Space Invaders, сразу после выхода удостоилась многочисленных наград от дизайнеров и признания коллекционеров. «Космические захватчики» — это аркада 1978 года, которая является основоположницей современных компьютерных игр. Несмотря на то что аркада — это игра с нарочито примитивным игровым процессом, именно Space Invaders помогла игровой индустрии превратиться в одну из крупнейших в мире. Дебютировав в Японии, она очень быстро завоевал весь мир, а пиксельное изображение инопланетянина, которых надо было уничтожать в процессе игры, стало символом поп-культуры и часто используется как обобщенное обозначение видеоигр в целом. Именно легендарное пиксельное изображение инопланетян и стреляющей по ним пушки перекочевали на циферблат новинки коллекции MoonDust DNA. Romain Jerome Space Invaders предлагается в двух вариантах. На объемном трехмерном циферблате «дневной» версии фигурки инопланетян покрыты разноцветным лаком, а «ночной» — люминесцентным покрытием Superluminova C1 холодного свечения, ведь битва за землю должна идти перманентно. Мальчики выросли, а их детские игры стали предметом культа.
Romain Jerome Space Invaders на основе знаменитой аркады 1970-х
Если карты и казино благодаря своей многовековой истории смогли серьезно облагородиться и со скрипом все же принимаются часовой общественностью, то герои видеоигр — это, конечно, следующий шаг на пути интеграции часов и развлечений. В конце концов, мы ведь уже видели Микки-Мауса на циферблате Gerald Genta и даже Rolex. Периодически когда слишком устаешь от серьезных жизненных проблем, очень полезно сыграть во что-нибудь увлекательное.
Иван Гопей, опубликовано в журнале «Мои часы» №3-2011
****
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/1335