(По материалам Europa Star Ukraine)
В общей массе новых и переработанных торговых марок одна сразу привлекла к себе внимание, выиграв в течение первого же года своего существования две швейцарских премии из числа основных. Марка называется Н. Moser & Cie.
Механические часы, которые представляет эта компания из Шафхаузена, не только впечатляют с точки зрения чистого учета времени (об этом мы подробно поговорим несколько ниже), но и потрясают великолепным сдержанным исполнением. Сегодня мы наблюдаем всевозможные изощрения в области дизайна, когда часам придаются самые необычные формы, используются все мыслимые материалы и с помощью многочисленных окошек демонстрируется "внутреннее содержание". На этом фоне Н. Moser & Cie выделяется очень резко. Марка предлагает круглые модели идеальных пропорций. Они не слишком велики и не слишком малы, избавлены от лишнего декорирования, их линии говорят о стремлении к идеальной чистоте дизайна. Эти модели поют старую песню о главном - четко показывают часы, минуты и секунды.
Особая магия
Итак, откуда взялась в этих моделях особая магия? Почему возникает ощущение, что над ними не властны капризы моды? Чем объясняется их естественная высокая элегантность, которая сразу привлекает внимание?
Ответы на эти вопросы скрываются в тех многочисленных деталях, которые уходят корнями в великие традиции учета времени. Возьмем, к примеру, корпус. Круглый, обычный, но по обеим сторонам заводной головки поднимаются изящные арки, которые придают корпусу особую легкость и чувственность, позволяя свету изящно играть на по-разному отполированных поверхностях. Однако несмотря на всю классичность корпуса он отличается технической сложностью. 27 деталей и семь печатей, защищающих механизм.Слегка выпуклое антибликовое сапфировое стекло дает возможность прекрасно разглядеть изящно отделанный циферблат, отличную читаемость которого обеспечивают длинные трехмерные стрелки и многогранные деления.
Слегка увеличенные ушки удерживают кожаный ремешок, идеально подогнанный к корпусу. Еще одной важной деталью является довольно большая, но очень элегантная и легкая в использовании заводная головка. В моделях с календарем она снабжена уникальным механизмом, который в Н. Moser & Cie называют "двухуровневой заводной головкой". Владельцы механических часов с календарем знают, как иногда бывает трудно скорректировать дату, случайно не изменив при этом время на часах. Двухуровневая заводная головка решает эту проблему, поскольку сначала нужно вытянуть ее на первый уровень (календарь), а потом высвободить для подъема на второй (стрелки).
Серьезная инновация
Под радикально простой, но изящной поверхностью корпуса моделей Н. Moser & Cie содержатся инновационные механизмы (четыре из них - механически калибры ручного завода, изготовленные силами самой марки), которые наглядно демонстрируют строгое отношение к учету времени. Это осознанная позиция: простота, функциональность, комфорт, эргономика, читаемость и надежность идеально отлаженных механических часов. В основе этой безупречности лежит фирменная инновация Н. Moser & Cie - взаимозаменяемый модуль спуска, общий для всех механизмов марки. То есть все регулирующие элементы часов объединены в одном модуле, и нужно только отвинтить два винта, чтобы его снять и заменить. Даниэль Циммерман, директор по продажам и маркетингу, поясняет: "Основная идея этой инновации состоит в эффективном решении проблемы, которая сегодня стоит перед всеми производителями механических часов высокого уровня - проблемы обслуживания. В мире элементарно не хватает квалифицированных мастеров, способных чинить сложные механизмы. Кроме того, после пяти-шести лет эксплуатации часам нужен полный сервис, на который могут уйти недели или даже месяцы. И все это время клиент лишен своих часов. Я уже не говорю о счетах, которые выставляют за обслуживание. Наша система позволяет клиенту пойти к часовому мастеру, который вынет модуль, легко почистит и смажет механизм, затем заменит модуль на предоставленный нами другой - заранее отрегулированный. Таким образом, клиенту нужно только немного подождать и уйти с часами на руке. А мастер тем временем спокойно ремонтирует и отлаживает изъятый модуль". Эта оригинальная запатентованная идея вне всякого сомнения заставит многие другие престижные марки позеленеть от зависти.
Сила мелочей в том, что их много
Полет творческой мысли часовщиков из Н. Moser & Cie не остановился на вышеописанной инновации. Он проявился в дизайне и качестве самого спуска. Например, на регулирующие винты (0,35 мм в диаметре) большого баланса нанесены специальные желобки, которые позволяют сохранить регулировку несмотря на вибрацию. Еще одной "мелочью" являются очень тонкие палетта и паленное колесо, сделанные из закаленного, а не кованого золота. В процессе закалки, который называется Routgenstrahltiefeulitographie, или LIGA, металл достигает уровня твердости в 600 викерсов, результатом чего являются чрезвычайная гладкость поверхностей и, соответственно, уменьшение трения между камнем палеттной вилки и зубцами спускового колеса. Точность учета времени обеспечивает также и другое устройство под названием "драконов рычаг", которое отвечает за идеальную корректировку расстояния между палеттой и спусковым колесом.
На данный момент механизмы Н. Moser & Cie снабжены балансом Breguet Nivarox. Однако в ближайшем будущем марка начнет выпуск собственных балансовых пружин - в сотрудничестве с компанией Precision Engineering. Это предприятие сумело приобрести "оригинальный рецепт" сплава Nivarox, изобретателем которого был не кто иной, как один из главных акционеров Н. Moser & Cie, промышленник Томас Штрауманн. Впрочем, Н. Moser & Cie не намеревается вертикализировать весь производственный процесс и превращаться в мануфактуру. Компания из Шафхаузена заказывает свой широкий ассортимент устройств, калибров, механизмов и корпусов у целого ряда субподрядчиков, многие из которых находятся в регионе Юра.
Самый красивый вечный календарь
Наиболее яркая модель Moser Perpetual 1 наглядно демонстрирует возможности механизмов Н. Moser & Cie. Это наиболее классический, самый простой и самый читаемый из вечных календарей, которые когда-либо были созданы. Две его характеристики просто поражают. Первая: очень короткая и большая центральная стрелка указывает месяц, элементарно останавливаясь на одном из 12 делений, каждое из которых соответствует определенному месяцу. Вторая: очень большой моментальный указатель даты.
Дата указывается не в двух параллельных окошках, а в одном. То есть дата, независимо от количества цифр в ней, всегда находится по центру. Например, первое число месяца показывается как "1", а не "01". Кроме того, и это очень интересно, календарь не только моментально демонстрирует новую дату, но и может корректироваться в любом направлении в любой момент. Достаточно привести в действие заводную головку в ее промежуточном положении. Еще одна интересная особенность: календарь моментально переходит с последнего дня данного месяца на первый день следующего. Например, эта запатентованная система перескакивает с 30 на 1, с 31 на 1 и с 28 на 1, или, в високосный год, с 29 на 1. Звезда, показывающая високосный год, виднеется на задней крышке часов. При потребности показания можно скорректировать, используя практически незаметный корректор на боковой поверхности корпуса.
Модель с вечным календарем - абсолютно читаемым и избавленным от лишней информации - можно с полной уверенностью назвать "часами года".
Mayu и Monard
Mayu и Monard - две главных коллекции в большом семействе часов Н. Moser & Cie. Линия Mayu(диаметр 38,8 мм, толщина 9,3 мм) имеет малый субциферблат секунд довольно большого диаметра на метке "б часов" - этот мотив позаимствован у карманных часов. Такое редкое решение объясняется большим калибром - 32 мм, или 14 линий, что радикально отличает его от калибров Valjoux или других калибров от ЕТА. У него только один большой барабан с резервом хода 80 часов - индикатор резерва на задней крышке корпуса.
Линия Monard (диаметр 40,8 мм) снабжена двумя барабанами и обладает резервом хода в семь дней. Она показывает часы, минуты и секунды - тонкая центральная секундная стрелка - и имеет календарь на метке "6 часов". Торговая марка произвела в 2006 году 500 часов, в 2007-м планирует изготовить 750, а в перспективе - довести производство до 5000 экземпляров в год. В настоящий момент у марки есть 25 торговых точек в двенадцати странах. Соотношение цена/качество является вполне приемлемым. Существуют только версии из белого или розового золота и платины. Цены колеблются в пределах от 12 500 швейцарских франков за базовую модель Mayu до 36 000 франков за золотой Moser Perpetual 1. Эта марка достойна того, чтобы ее держать в поле зрения.
Откуда пошло название Н. Moser & Cie?
Эта история известна немногим. Генрих Мозер родился в 1805 году в Шафхаузене, принадлежал к династии часовых мастеров и сам был часовщиком. В возрасте 22 лет он эмигрировал в Россию, где быстро создал настоящую часовую империю под названием H. Moser & Cie. Производство он наладил в швейцарском Ле-Локле, отдельные детали приобретал у компаний Urban Jurgensen и Jaeger-LeCoultre.
На пике своей деятельности H. Moser & Cie производила 70 калибров, поставляла часы российскому императорскому двору, а также продавала большое количество часов в Японии, Китае, Персии, Франции и Америке. После возвращения в родной Шафхаузен Генрих Мозер очень способствовал промышленному буму в городе, а именно созданию гидроэлектрической плотины на Рейне и привлечению в город Ф. А. Джонса, основателя компании IWC. После смерти Мозера в 1874 году его наследники продали его российский бизнес. Фабрика в Ле-Локле производила механические часы до 1980 года, а потом закрылась навсегда. Своим возрождением Н. Moser & Cie обязана инициативе доктора Юрге-на Ланге. Выходец из Восточной Германии, он долгое время работал на IWC, а потом решил начать собственное дело. Собрав небольшую группу инвесторов, Ланге вместе с Роджером Балсигером снова открыл H. Moser & Cie. Балсигер, прямой потомок Генриха Мозера, стал почетным президентом совета директоров и "послом" торговой марки.
http://www.europastar-ukraine.com/