Несмотря на внушительную спецификацию и обильный перечень особенностей, нельзя сказать, что модель UR-1001 предложила часовому миру что-то принципиально новое. Скорее первое в истории бренда отклонение от формата наручных часов позволило максимально использовать объем корпуса и площадь циферблата. Чтобы подчеркнуть «навороченность» новой модели, ее создатели даже название «сверхсложное часовое устройство» сложили на двух языках: немецком и английском.
Конечно, Zeit Device уникален — впервые в истории часового дела прибор для измерения времени содержит шкалы, способные замерять промежутки, по протяженности начиная с секунд и заканчивая тысячелетием. Но прежде всего UR-1001 — это своеобразный итог 15-летней работы дуэта Феликса Баумгартнера и Мартина Фрая.
Звездное колесо
Признание и славу компании Urwerk принес авангардный подход к индикации времени, основанный на планетарной системе устройства указателей. В современной часовой истории впервые такая конструкция была использована мастерами Audemars Piguet в модели Starwheel, увидевшей свет в 1991 году. В свою очередь вдохновение на создание «звездного колеса» часовщики из Ле Брассю почерпнули из исторической модели Vaucher Freres с цилиндрическим спуском и четвертным репетиром приблизительно 1800 года выпуска. Идея конструкции состоит в следующем: в центре циферблата на месте крепления обычных стрелок размещается вращающаяся платформа-карусель, на которой закреплены диски с цифрами часов. «Карусель» (не путать с альтернативной турбийону «каруселью» баланса) непрерывно вращается со скоростью один оборот за три часа, а диски делают дискретные скачки, меняя показатель часа. Таким образом, каждый диск вращается вокруг своей оси и при этом вращается вокруг центра циферблата. Такое движение напоминает движение планет вокруг солнца или спутников вокруг планеты, поэтому такую схему движения называют планетарной, или сателлитной.
Audemars Piguet Starwheel (1991 год)
Очень красивая концепция была сопряжена со значительными инженерными проблемами, такими как существенное трение в узлах планетарной индикации, значительная нагрузка сателлитов на механизм и связанные с этим вопросы точности хода. Уровень существовавших на тот момент технологий не позволял полностью справиться с перечисленными трудностями.
В 1997 году дизайнер Мартин Фрай и два брата часовщика Феликс и Томас Баумгартнеры решили создать свой бренд Urwerk, в концепцию которого изначально был заложен лаконичный футуристический дизайн. В самой первой 101-й модели из индикаторов времени на всем корпусе присутствовало лишь маленькое окошко часа, «путешествующего» вдоль минутной дуги. Сейчас избалованного необычной индикацией и самыми немыслимыми идеями покупателя сложно чем-то удивить, но для второй половины 90-х годов это был крайне смелый поступок. В первом механизме было всего два сателлитных диска по 6 цифр часа на каждом, и модель в принципе не имела циферблата. Каждая последующая вариация 100-й серии все больше и больше открывала любопытным взорам свое внутреннее устройство — сначала вместо окошка появилась широкая щель, сквозь которую был виден один сателлит. Затем стекло стало занимать почти ¾ верхней части корпуса, а в последующих моделях 200-й серии часы и вовсе избавятся от этих ненужных скромностей.
Первые эскизы 101-ой модели Urwerk
Urwerk 101 Millenium Falcon
Urwerk 102 Sputnik
Несмотря на принципиальную схожесть сателлитных систем Urwerk и Starwheel, Баумгартнер существенно изменил и улучшил ключевые узлы передачи. Самое главное нововведение заключалось в замене фрикционной системы из храпового колеса и прижимающих диски пружин на управляющее колесо оригинальной формы мальтийского креста (видимо, Феликсу пригодился опыт работы на фабрике Vacheron Constantin). Необычная форма колеса позволяла чередовать промежутки плавного скольжения по лепестку креста и резкое переключение в момент попадания штифта в слот. Использование колеса в форме мальтийского креста требовало особой точности при его изготовлении, но снимало проблемы с избыточным трением и нагрузкой на механизм. Начиная со 103-й модели, сателлитов в механизме стало четыре — по три часа на каждом.
Устройство индикации 101-ой модели Urwerk
Стаеллитная система индикации из 4-х спутников
Замена масла
Первое существенное изменение сателлитная система претерпела в 2003 году. После положительной реакции публики на новую модель UR-103 на BaselWorld братья Баумгартнеры и Фрай предложили свои услуги главе часового направления Harry Winston Максимилиану Бюссеру в качестве авторов очередного пятого по счету Opus’a. Поскольку фирменным усложнением Urwerk была спутниковая система, а часы Harry Winston были известны своими ретроградными функциями, то было принято решение создать гибрид этих двух компликаций. Сложность задуманной конструкции поражала: вместо привычных дисковых спутников, вращающихся в одной плоскости с центральной каруселью, на каждой из трех ее лопастей часовщики разместили по кубическому сателлиту, вращающемуся в перпендикулярной основному механизму плоскости. На каждой стороне кубика была нанесена цифра часа. Кроме того, каждый сателлит на протяжении часа прохождения вдоль 60-минутный шкалы имел «удлинение» — ретроградную минутную стрелку, которая визуально составляла с ним одно целое, но по прошествии очередного часа, как капризная дама на балу, должна была переметнуться к следующему кавалеру-спутнику, оставив предыдущего партнера на целых 120 минут в одиночестве.
Кубические сателлиты часов Opus V
Баумгартнер не был до конца уверен в успехе затеи, учитывая, что времени на реализацию было мало — всего год. С дополнительной плоскостью вращения сателлитов справиться ему удалось просто и гениально — в нижней части каждого кубика были сделаны четыре проточки, благодаря чему дно сателлита само приобрело форму мальтийского креста, то есть каждый спутник одновременно имел встроенный управляющий элемент.
Но особую проблему составляла ретроградная минутная стрелка. Традиционно ретроградный индикатор управляется с его центральной оси, но в предложенном концепте этот центр был занят каруселью. Такая конструкция не имела аналогов в мире. На бумаге мастер решил проблему достаточно быстро — стрелка была присоединена к расположенному вокруг карусели тонкому подшипнику, управляемому маленькой двойной звездочкой. Звездочка эта должна передавать энергию на карусель и на подшипник. Однако практически все производители отказались браться за изготовление подшипника столь значительного диаметра и при этом миниатюрного сечения, назвав задачу невыполнимой. Когда же Феликсу удалось найти смельчака и изготовить прототип, оказалось что 12-миллиметровая пружина, которая возвращает стрелку в исходное положение, обладает избыточным моментом силы, то есть производит куда больше энергии, чем того требуется. Решением проблемы стало бы уменьшение сечения проволоки пружины, однако она и так была предельной — 0,1 мм, или 100 микрон. Начались эксперименты с уменьшением диаметра сечения, пока не был достигнут необходимый показатель — 50 микрон, это почти в два раза тоньше человеческого волоса. Из 10 изготовленных пружин браковалось 9, и лишь одна была способна нормально функционировать! Однако результат был достигнут, причем, благодаря примененным технологиям, ресурсоемкая ретроградная функция использовала всего 15% энергии механизма.
Ретроградная минутная стрелка и управляющая звездочка
12-миллиметровая тяговая пружина минутной стрелки на фоне канцелярской скрепки
Кроме основных указателей, Opus V можно отметить как первую модель от Urwerk с индикатором общего времени работы механизма — с обратной стороны корпуса был выведен 5-летний индикатор сервисного обслуживания, или, на языке производителя, индикатор замены масла. Приближение стрелки к отметке 5 оповещало владельца о необходимости передачи часов в сервис для профилактики. Фактически все эти разработки перекочевали позже в регулярную 200-ю коллекцию Urwerk, которая визуально изменилась, но функционально мало чем отличается от Opus V. Новый этап развития сателлитной системы наступил в этом году после премьеры UR-1001.
Harry Winston Opus V
Над усложнениями
Модель UR-1001 относится к классу годовых календарей, то есть часов, обладающих расширенными календарными функциями и способных отличать 30-дневные месяцы от 31-дневных, но требующих корректировки по дате раз в году — в конце февраля. До этого Urwerk не использовал календарную индикацию в принципе, и впервые сателлитная система была разработана для указателя «дата-месяц». Циферблат часов оказался разделен на две части. В нижней части расположилась знакомая по 202-й модели и подробно описанная выше трехплечевая карусель с кубическими сателлитами и ретроградной минутной стрелкой. Важно также подчеркнуть, что сателлитный часовой индикатор имеет лишь одну нижнюю опору, поэтому имеет полное право называться «каруселью парящего типа». Ретроградная минутная стрелка закреплена на пружинном кольце по окружности сателлитного усложнения. Кольцо приводится в движение по направляющей рейке сателлитом часов.
Лирообразная пружина, размещенная на каждом рукаве карусели, зацепляет зубчики двух коаксиальных кулачков, которые скользят по направляющей рейке минутной стрелки. Когда стрелка достигает конца своего хода, то есть отметки «60 минут», зубчатые кулачки отводятся и высвобождают ее. Стрелка сбрасывается на нуль, где ее ждет сателлит следующего часа. Миниатюрный платиновый стерженек, предусмотренный на пружинном кольце, служит противовесом для минутной стрелки. Защитная система не позволяет стрелке заходить за отметку «63 минуты» даже в случае сильного удара.
В верхней части расположен календарный сателлит, аналогичный часовому, только роль часов на сателлитах играют 12 месяцев, а шкала размечена не минутами, а 31-м днем. Шестерня, на которой установлена трех-рукавная карусель, насчитывает 93 зубца и совершает полный оборот за три месяца. На ней смонтированы три мальтийских креста, и каждый из них соответствует находящемуся напротив сателлиту четырех месяцев. В конце коротких месяцев предусмотренный на одном из мальтийских крестов стерженек продвигает шестерню, управляющую датой, на два дня, необходимых для перехода в следующий месяц.
Кроме того, на лицевой стороне расположены дисковые индикаторы секунд и времени суток, а также стрелка скромного 39-часового запаса хода.
С обратной стороны корпуса находятся еще три индикатора, контрастирующих по внешней эффектности с лицевой феерией. Они почти неподвижны, поскольку служат для отображения общего времени функционирования механизма. Кроме фирменного 5-летнего указателя обращения в сервис, там расположился индикатор 100-летия с минимальным шагом в 5 лет. Но и это не все. Напротив расположился третий линейный указатель, запрограммированный на тысячу лет! Смелый ход, не только подчеркивающий масштабность и основательность UR-1001 Zeit Device, но и демонстрирующий уверенность мастеров компании в качестве и долговечности создаваемых механизмов.
С задней стороны можно увидеть баланс, индикатор замены масла, а также указатели 100-летнего и 1000-летнего циклов
Хранить вечно
Все ключевые элементы мануфактурного калибра UR-10.01 — платины, карусели, сателлиты, циферблаты, мосты, а также спиральные и U-образные ретроградные пружины — изготовлены из особого сплава ARCAP на основе меди и никеля, который не содержит железа и, соответственно, не намагничивается. В отличие от широко распространенной латуни, он не окисляется, обладает стойкостью к химической коррозии и устойчивостью к температурным перепадам, ему не свойственно остаточное натяжение. Кроме того, это сплав отлично поддается микроструйной финишной отделке, благодаря которой удается достичь очень четких и выразительных граней и значительно улучшить читаемость индикаторов. С помощью ювелирного контраста между различными техниками конечной обработки — сверкающей зеркальной полировки, полировки под мрамор или бриллиантовой отделки — мастерам удается акцентировать внимание зрителя на каждой мельчайшей детали циферблата и механизма. Несмотря на карманный формат, механизм Zeit Device оснащен однонаправленным сектором подзавода. Кроме того, шкатулка для хранения UR-1001 предусмотрительно оснащена цикломатом — каждые 10–15 минут Zeit Device поворачивается на 185° и при этом слегка покачивается, что позволяет инерционному сектору взвести приводную пружину. Это позволяет избежать хлопотной настройки сбившегося календаря.
Корпус UR-1001 для Urwerk изготовлен из стали, обработанной сплавом AlTin на базе алюминия и нитрида титана. Свехпрочное покрытие AlTin было разработано для уменьшения износа режущего инструмента станков. Корпусу придали необычную прямоугольную форму, закругленную сверху и снизу. Формат карманных часов с календарными функциями выбран Фраем и Баумгартнером не только, чтобы попрактиковаться в сочетании сателлитных индикаций. Он также демонстрирует, что независимая марка, которая задумывалась как авторский проект «сердитых молодых людей», бросающих вызов косным традициям часового дела, в итоге стал респектабельной часовой компанией, занявшей почетное место в часовой иерархии и не собирающейся его покидать. Хотя бы ближайшую тысячу лет.
Иван Гопей, опубликовано в журнале «Мои часы» №6-2011
На первый взгляд Magic T выглядит так же, как и его предшественник 2021 года. Обе модели идентичны по дизайну и имеют матовый титановый корпус и браслет. Magic T имеет более тонкую и гладкую поверхность, что придает ему более мягкий и изысканный вид.
Когда речь заходит о часах с футуристически-максималистским механическим дизайном, Urwerk находится в верхней части списка, если не на первом месте. Утонченный, но сложный характер часов космической эры, созданных Феликсом Баумгартнером и Мартином...
Легкость, отличные технические характеристики, гармония. Новые часы UR-100V в модификации Carbon следуют этим трем главным принципам. Легкость идеально эргономичных часов на специально разработанном каучуковом ремешке; технические характеристики корпуса, состоящего из 52 сверхтонких слоев углеволокна; гармония изощренного сочетания чувственных округлостей и угловатой геометричности уникального корпуса – перед вами UR-100 V C52!
Cага о 100V продолжается : на смену модификации Full Titanium Jacket...
Когда дело доходит до дизайна и механики, Urwerk никогда не стеснялся быть смелым, неповторимым, провокационным, острым. Независимый часовой производитель, основанный Феликсом Баумгартнером и Мартином Фреем, является одним из самых креативных и, чаще, чем никогда, довольно сумасшедшим. Одни из этих часов могут быть даже смелее остальных. Проще говоря, они не похожи ни на что другое на рынке. Часы UR-110 оставили неизгладимое впечатление, когда были выпущены 10 лет назад. Но пришло время...
Электрум – один из самородных драгоценных минералов. У древних народов он считался сокровищем. Этот сплав золота и серебра был предметом всеобщего вожделения от Античной Греции до индейских цивилизаций и Древнего Египта. Тем не менее металл, из которого чеканили первые монеты, постепенно впал в забытье. Итак, представляем благородную, пламенеющую и излучающую свет материю, которая мечтала возродиться.
Urwerk воссоздает это волшебство в модели UR-100 Electrum, сияющей «прямо под...