Статья о часах Ulysse Nardin
Отношения между часами как прибором для измерения времени и астрономическими наблюдениями и функциями за все время существования человека цивилизованного прошли через удивительные метаморфозы: если изначально сами часы и все базовые единицы времени были производными регулярного движения небесных светил, то сейчас астрофункции воспринимаются исключительно символически и практически никакого применения не имеют. Можно даже назвать дату, когда эта связь окончательно оборвалась. В 1967 году на XIII Генеральной конференции по мерам и весам секунда вместо привязки к периоду обращения Земли вокруг Солнца была определена как время перехода между соседними уровнями распада атома цезия-133.
Любопытство и стремление преодолеть страх перед неизвестным заставляли человека наблюдать за происходящими вокруг него процессами, подмечать регулярность тех или иных событий вокруг него, чтобы в конце концов стать способным спрогнозировать серьезное природное явление. В такие моменты человеку ра зумному кажется, что если он способен предсказать будущее событие, то он практически в состоянии им управлять. И это чувство приносит огромное удовольствие и ощущение власти. Жрецы Древнего Египта имели неограниченное влияние и богатство, умея, по сути, лишь предсказать время солнечного затмения, хотя конечно «на самом деле» могли им «управлять».
Поэтому начиная с самого первого регулярного прибора, созданного ра зумом человека — воткнутой в песок палки, отбрасывающей тень, — люди стремились создавать инструменты, способные заглядывать в будущее.
Вполне очевидно, почему в последние годы буйным цветом расцвел тренд, который можно обозначить как «астромеханика» — то есть механические часы с различными астрономическими усложнениями. Собственно, его популярность заложена в самом названии: поскольку механические часы сами по себе сошли с дистанции технического прогресса (а значит, и практической пользы) и устремились на боковые тропинки решения отвлеченных от реальности, замкнутых на себе задач, инженерная мысль многих современных часовщиков обратилась прямо в Средневековье — а точнее, к манящей тайне движения небесных светил.
Надо сказать, звездное небо и сегодня у обычного человека вызывает почти мистическое благоговение. Здесь и романтика, и страх неизведанного, и жажда открытий, и осознание своего скромного масштаба, смехотворности проблем, и манящая притягательность вечности.
Строго говоря, астрономические часы сегодня можно разделить на три категории. Часы, которые все-таки призваны демонстрировать какие-то практические показатели, более или менее применимые в реальной жизни: к ним относятся, в первую очередь, прецизионные фазы Луны, а также различные уравнения стандартного времени со временем астрономическим (солнечным или сидерическим), указатели восхода и захода Солнца. Ко второй, наверное, самой популярной категории относятся часы, выбирающие астрономическую тему из эстетических соображений — и сюда также можно отнести большинство не слишком точных и полезных, но зрелищных лунных календарей. И, наконец, редкая, но наиболее интересная категория — часы, прямо наследующие фантастические средневековые конструкции: астролябии, планетарии и прочее. С них и начнем.
Парад планет
Среди часовщиков, специализирующихся на астрономических функциях, особо выделяются трое несомненных гениев. Знаменитый доктор Людвиг Охслин, мастер и теоретик часового дела, построил для Ulysse Nardin знаменитую трилогию — Планетарий, Астролябию и Теллурий. Это полноценные астрономические приборы в фантастическом миниатюризированном исполнении.
Трилогия астрономических часов от Ulysse Nardin: Планетарий, Астролябия и Теллурий
Астролябия — один из старейших астрономических инструментов, впервые появившийся еще в Древней Греции. Упрощенно говоря, с помощью астролябии по положению Солнца и других звезд можно определить точное время, азимут, гороскоп и прочие производные показатели. Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, в XV—XVI столетиях, когда она стояла во главе инструментария астрономического образования, бывшего, в свою очередь, в то время основной дисциплиной образования общего. Умение пользоваться астролябией было знаком высокого статуса. Европейские мастера, подобно своим предшественникам арабам, уделяли большое внимание художественному оформлению, так что астролябии стали предметом моды и коллекционирования при королевских дворах. Созданная Охслином Astrolabium Galileo Galilei, кроме времени и календаря, может рассказать также о фазах Луны, времени восхода и захода Солнца, времени восхода и захода Луны, времени начала рассвета и сумерек, положении Солнца, Луны и звезд, солнечного и лунного затмений.
Ulysse Nardin Astrolabium Galileo Galilei в желтом золоте
Планетарий — прибор, позволяющий моделировать движение небесных тел относительно друг друга. В отличие от астролябии он является не столько точным прибором, сколько наглядной объемной иллюстрацией устройства звездной системы. Так, например, Ulysse Nardin Planetarium Copernicus показывает на небольшом циферблате знаки зодиака, положение планет относительно Земли и Солнца и вращающуюся вокруг Земли Луну.
Trilogy Set Planetarium Copernicus в платиновом корпусе
А в 2009 году, когда после небольшого таймаута Охслин снова присоединился к команде покинувшего нас недавно Рольфа Шнидера, на BaselWorld была представлена полноценная настольная механическая инсталляция Planet Earth, изображающая положение Земли в Солнечной системе. Внутри хрусталь ного шара, моделирующего нашу планету, вращаются сферы, изображающие Вселенную и созвездия, золотые медальоны с изображением Солнца и Луны, стрелка с индикацией солнечных и лунных затмений. Про часы тоже решили не забыть, поместив маленький циферблат в деревянный постамент планетария.
Ulysse Nardin Planet Earth
И наконец, Теллурий — частный случай Планетария, предназначенный для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси. После Галилея и Коперника, третью часть трилогии в Ulysse Nardin решили посвятить Иоганну Кеплеру.
Ulysse Nardin Tellurium
Второй часовщик, заработавший себе имя на часах с астрофункциями, — Мартин Браун, долгое время выпускавший часы, рассчитывающие траектории движения планет (коллекции Eos, Nomos и Gelios) под собственным именем, принадлежавшим, при этом, Franck Muller Group. К сожалению, в прошлом году бренд Martin Braun прекратил свое существование, но уже в феврале этого года было объявлено о появлении нового бренда, на этот раз независимого — Antoine Martin, так что можно рассчитывать на продолжение звездной темы в исполнении этого талантливого мастера.
Ну а главным на сегодня профильным специалистом в области часовой астрономии, пожалуй, стоит назвать члена AHCI, независимого нидерландского мастера Кристиана ван дер Клааува. Его обширная коллекция наполнена всеми возможными астрономическими компликациями, модули для которых он разрабатывает самостоятельно и устанавливает их на базовые механизмы ETA. В его коллекции также присутствует и Астролябия, и Планетарий, и разнообразные прочие сложнейшие звездные приборы, для понимания работы которых понадобится серьезный учебник по астрономии.
Астролябия от Christiaan van der Klaauw
Упрощенный вариант плоского планетария представил в этом году также бренд Louis Moinet. Поскольку модель Astralis укомплектована турбийоном и сплит-хронографом, то для парада небесных тел место осталось лишь в нижней части циферблата. Диск со звездным небом и четырьмя объектами — Марс, Меркурий, Солнце и Луна — делает один оборот за сутки, а для изображения каждого тела был использован кусочек метеорита соответствующего происхождения (для Солнца был выбран близкий к нему астероид). Безусловно, это очень красивые и сложные часы, но планетарием их можно назвать только потому, что на циферблате написаны названия планет.
Турбийон, сплит-хронограф и планетарий Astralis от Louis Moinet
Солнце и Луна
Но все же, хитроумные астрономические конструкции, несмотря на свою сложность, сегодня являются не столько практическими, сколько развлекательными приборами. Между тем, два самых близких к нашей планете небесных тела — это Солнце и Луна, и фактически только они оказывают прямое влияние на окружающие нас условия. И если Солнце не слишком радует нас метаморфозами, поскольку Земля лишь вращается вокруг этого светила, то Луна — всегда разная, что, несомненно, добавляло ей таинственности и притягательности. Мифологически Луна отождествлялась с женским началом, и богини Луны традиционно обладали особыми возможностями, в частности могли омолаживать и ускорять рост. Циклы освещения Луны усилили ее связь с женской природой в сознании людей. Свою роль сыграла и связь между лунными фазами и уровнем воды в морях и океанах.
Луна, будучи спутником Земли, вращается вокруг нее против часовой стрелки. Наряду с движением Луны мы также можем наблюдать, что периодически освещаются различные ее части. Лунные фазы являются результатом изменения угла между вращающейся вокруг Земли Луной и Солнцем, которым она освещается.
Периодичность изменения Луны, а также ее большое влияние на ежедневную жизнь людей, определило популярность лунного календаря среди часовщиков. В то время как одни бренды устраивают соревнование в точности движения спутника на циферблате, другие резонно сосредотачиваются на эстетском оформлении усложнения.
Период вращения Луны вокруг Земли приблизительно составляет 29,53 дня, хотя эта величина нерегулярна. Стандартное отклонение лунного календаря для брендов самого высокого уровня, как например Lange 1 Moonphase от A.Lange&Sohne или Malte Moon Phase с калибром 1410 от Vacheron Constantin составляет один день за 122 года. IWC удалось построить сверхсложные часы Portuguese Grande Complication с погрешностью сутки за более чем 500 лет, хотя та же A. Lange в модели 1815 Moon Phase покорила отметку в 1000 лет. Впрочем, последний рекорд принадлежит маленькому бренду Ochs und Junior, в котором заправляет все тот же Людвиг Охслин. В недавно представленной им модели Selene Tinta, мастеру удалось сконструировать лунный календарь, набирающий суточную погрешность за 3478 лет. Весь лунный календарь Охслина состоит всего из пяти деталей, притом, что вышеупомянутые производители зачастую используют для этого около 40–50 компонентов усложнения!
Погрешность лунного календаря в Selene Tinta от Ochs und Junior составляет 1 день за 3478 лет
С движением Солнца связаны две дополнительные функции: это время восхода и заката, а также уравнение времени. Часто эти индикации используются в комплекте, так как являются производными от модуля вечного календаря.
Уравнение времени — разница между средним и истинным солнечным временем — один из астрономических старожилов, периодически появлявшийся на циферблатах практически всех серьезных швейцарских часовых мануфактур. Визуально существует два варианта отображения этой функции на циферблате часов: инженерно-аналоговый или наглядно-визуальный.
Первый, конечно, куда более распространен, так как для реализации требует «лишь» изготовления колеса сложной формы, рассчитанной на основе аналеммы — астрономической кривой, которую получают, фиксируя каждый день положе ние Солнца в одно и то же время в течение года из постоянного места наблюдения. В этом случае стрелка на циферблате в течение года движется вдоль шкалы, откалиброванной от +14,3 до —16,4 минут — предельных значений уравнения времени. Такую реализацию можно наблюдать в представленной на SIHH-2010 модели Vacheron Constantin Patrimony Traditionnelle Calibre 2253, одной из самых сложных в портфеле женевского дома, или только-только анонсированной премьере SIHH-2012 Girard-Perregaux 1966 Annual Calendar & Equation of Time с мануфактурным автоматическим механизмом GP033M0.
Премьера SIHH 2012: Girard-Perregaux 1966 Annual Calendar & Equation of Time с мануфактурным автоматическим механизмом GP033M0
Второй вариант предполагает наличие на циферблате дополнительной стрелки, которая в отличие от основной часовой стрелки движется неравномерно в тече ние года и показывает истинное солнечное время. Тогда значение уравнения времени для текущей даты можно получить, вычтя из одного показания другое. Такой принцип реализован, например, в часах Audemars Piguet Jules Audemars Equation of Time или в ряде моделей того же Ван дер Клааува.
С инженерной точки зрения схоже реализуется и функция времени восхода и захода Солнца. Примечательно, что, как и многие другие астрономические функции, она привязывается к локальному месту нахождения владельца часов, поэтому в большинстве случаев такие часы делают только на заказ, индивидуально настраивая механизм под клиента. Одной из самых ярких и обсуждаемых новинок последнего времени с указателями восходазаката стала модель IWC Portuguese Siderale Scafusia, самые сложные часы в истории компании. Кроме того, под задней поляризованной сапфировой крышкой расположилась карта звездного неба с линией горизонта, а также еще один очень редкий астрономический часовой гость — индикатор сидерического времени. Это третий существующий вариант измерения периода вращения Земли вокруг своей оси, при котором точкой отсчета выбирают точку весеннего равноденствия.
IWC Portuguese Siderale Scafusia
Самая красивая и богатая реализация индикации сидерического времени, безусловно, на счету Jaeger-LeCoultre Master Grande Tradition Grande Complication, представленной публике в прошлом году. Парящий по звездному небу Северного полушария турбийон делает один оборот вокруг циферблата как раз за сидерические сутки. Кроме того, по внешнему кругу вращается крошечное «солнышко», указывающее на текущие знаки зодиака и двенадцать месяцев, а также отвечающее за индикацию принятого среднего солнечного времени. Чтобы не было мало, часовщики из Ле-Сентье оснастили хроноприбор кафедральным боем.
Calibre 945 с сидерическим временем установлен в Jaeger-LeCoultre Master Grande Tradition Grande Complication
К звездам
Но все же на многих ценителей роскошных часов практическая составляющая астрономических функций нагоняет скуку. Например, некоторые владельцы тех же приборов с уравнением времени признаются, что так и не научились пользоваться этой странной шкалой. И оказывается, что главнейшим критерием выступает внешнее эстетическое оформление астрономической функции. Тут главное не точные цифры, а красота подачи. И обаяние звездного неба первыми тонко прочувствовали ювелирно-часовые бренды, например, Van Cleef & Arpels и Zannetti, которые буквально предлагают отправиться в космическое путешествие — на эмалевых циферблатах их шедевров изобразительного искусства From the Earth to the Moon и Regent Full Sky не сразу можно определить наличие индикации времени, здесь оно явно вторично по сравнению с шикарной панорамой звездного неба, выполненной с филигранной изысканностью. Одной из первых возможностей, которые предоставляет дисковая индикация Revolving Disc System, еще до всяких миниатюр «вер эгломиз» и «уруши» бернский бренд Angular Momentum оценил именно изображение звездного неба, выполненное в модели Oreos, естественно, из бриллиантов.
Regent Full Sky от Zannetti
From the Earth to the Moon для Only Watch 2011 от Van Cleef & Arpels
Финский независимый часовщик Стефан Сарпанева давно претендует на звание создателя самых выразительных «лунников» — его сердитая Луна в серии Korona навсегда отпечатывается в памяти, стоит ее хоть один раз увидеть. Не менее сердитая, но не такая эффектная Луна у новинок Blancpain. Эстетически безупречное исполнение «реальной» Луны с серыми кратерами Emperador Coussin Large Moon стало сенсацией Женевского салона в исполнении Piaget два года назад. Еще одна новинка 2009 года от Ulysse Nardin Moonstruck, несмотря на свою техническую сложность и функциональную насыщенность, самим своим названием «Зачарованный луной» и очень эффектным и нарядным внешним исполнением делает акцент, прежде всего, на эмоциональное восприятие.
Сердитая Луна в Korona Harvest Moon от Sarpaneva
Прочно вошли в моду потрясающе красивые трехмерные реализации единственного спутника Земли — в этом направлении отметились и De Bethune, для которого это в целом отличительный признак, и Cyrus Klepsys, и, конечно, «Луноход» от Константина Чайкина. Трехмерной Луной решил не ограни чиваться еще один швейцарский часовой производитель Magellan, названный в честь великого путешественникаисследователя рубежа XV–XVI веков. Под куполообразным сапфировым стеклом (напоминающим бессмертные Corum Bubble) разместилось северное полушарие Земли. Из Северного же полюса расходятся четыре изогнутые стрелки. Три стандартные показывают часы, минуты и секунды, а четвертая — специальная и отдельно регулируемая стрелка, которая показывает, над каким меридианом земного шара в данный момент располагается наше главное светило.
Часы Planet от Magellan
Своя Вселенная
Очевидно, что тема звездных часов именно в силу своей практической тупиковости и бесполезности еще долго будет будоражить умы часовых мастеров. Ведь она очень эмоциональна и эффектна, то есть способна привлечь внимание. Ключевым словом в построении астрономических конструкций является «моделирование». Соединение некой запрограммированной «модели» с самодостаточной системой часового механизма превращает последний в двойное развлечение. И тут фантазия часовщиков не ограничена простым набором классических усложнений, а-ля хронограф-репетир-календарь, поскольку моделировать в данном случае можно все, что угодно: движение Фобоса и Деймоса вокруг Марса, положение галактики Андромеды на карте Северного полушария, или если не ограничивать себя условностями, то можно и создать свою альтернативную вселенную…
Все-таки недаром самые ценные и желанные на сегодняшний день наручные часы на Земле называются Sky Moon Tourbillon. Между прочим, единичные часы Patek Philippe, имеющие собственное имя. И здесь порядок слов очень символичен для современного настроения умов.
Иван Гопей, Лиза Епифанова, опубликовано в журнале «Мои часы» №6-2011
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/1476