Часовая индустрия сегодня процветает — в этом нет никаких сомнений. Вероятно, ее дела еще никогда не шли так хорошо. Торговые марки ежегодно наращивают производство механических часов — от самых простых до моделей невиданной ранее сложности. Постоянно появляются новые производители часов и механизмов, выходят из летаргического сна старые марки. И в горячке, порожденной мировым спросом на механический продукт, никто не обращает внимания на возникшую на горизонте острую и потенциально катастрофическую проблему. Она заключается в нехватке квалифицированных мастеров, которые обеспечивали бы надлежащее рабочее состояние часов до отправки с фабрики и занимались бы их постпродажным обслуживанием.
Компании не могут ликвидировать этот дефицит, поскольку все большее количество мастеров выходит на пенсию. В то же время уровень подготовки молодых специалистов не удовлетворяет требованиям высокого часового искусства: сложные механизмы им не по зубам. Выпускнику часовой школы может понадобиться до десяти лет, чтобы стать настоящим мастером. В индустрии учета времени само время является недоступной роскошью, если речь идет о кадрах.
"Потерянное поколение"
В 70-е годы прошлого века, в эпоху кварцевой революции, часовщик стал представителем вымирающей профессии. Конечно, некоторые компании продолжали работать, но общий спад в индустрии был очень резким.
В 90-х годах механические часы снова вошли в моду, а в начале нового века эта тенденция обозначилась еще четче. Много молодых людей стало учиться часовому делу. Но в былые времена лидирующее положение швейцарской часовой индустрии обеспечивала система учеников-подмастерьев, а она потеряла целое поколение. Другая проблема - роль компьютеров в часовом деле. Сегодня разработаны сложнейшие программы моделирования и дизайна, благодаря которым возможным кажется все. Однако слишком сильная зависимость от компьютерной имитации может вылиться в ухудшение качества. Недостатки, которые легко выявить в ходе тщательного изготовления прототипов и их тестирования, могут остаться незамеченными, если дизайнеры станут слишком полагаться на компьютерную имитацию тестов.
"Это уже стало огромной проблемой, - признается часовщик, предпочитающий оставаться неизвестным. - И очевидно, что если ее не решить, это приведет часовую индустрию к гибели. Сегодня многие компании продают часы, не готовые к реализации. Эти часы не прошли необходимой проверки, так что кризис уже начался. Количество возвратов достигло астрономического уровня. Но меня беспокоит вот что: почему потребитель не возмущается? В индустрии есть люди, которые хотят работать по правилам, и есть другие, которые хотят заработать на деградации часового дела.
В 70-е и 80-е годы только 5% проданных часов возвращались для ремонта. Сегодня эта цифра составляет 30-40%. Халтурщики хотят немедленной прибыли, а перспективы их не волнуют. В итоге не выиграет никто".
Сегодня рынок жаждет грандиозных сложных устройств, и некоторые компании могут пустить в производство часы, у которых уже обнаружились проблемы либо с конструкцией, либо с постпродажным обслуживанием, а квалифицированных мастеров для своевременного оказания этих услуг нет.
"Часовой индустрии нужен приток молодых людей, - признает Роландо Брага, президент компании Armand Nicolet. - Найти квалифицированного сотрудника - огромная проблема, а в будущем она еще больше обострится".
Постпродажное обслуживание
Своевременное постпродажное обслуживание - это очень важный вопрос. Если покупателю приходится ждать от четырех до шести месяцев, пока курьер не заберет его часы в Швейцарию, то он два раза подумает, прежде чем купит у швейцарцев что-нибудь еще.
"Обслуживание имеет решающее значение, и поэтому Zenith открыла сервисные центры во всех странах, где мы продаем наши часы,- говорит Тьерри Натаф. - Мы разрешаем обслуживать наши часы только авторизованным сервисным центрам. Чтобы иметь высокопрофессиональных часовщиков, мы должны обучать их здесь. Приходится экспортировать часовщиков в США. Часы должны работать, потому сервис и имеет такое значение".
На самом деле постпродажное обслуживание является для компании возможностью выделиться, поскольку в области механических часов общий уровень его довольно низок.
"Если часовая индустрия не сможет своевременно обслуживать свой продукт, она себя убьет, - добавляет Натаф. - Компании с хорошим сервисным обслуживанием выживут и будут процветать, а остальные столкнутся с огромными проблемами".
Томас Морф, глава компании Carl F. Bucherer, согласен с тем, что назревающая проблема требует решения. "Часовая индустрия бьет рекорды каждый год, стало быть, сервис становится первоочередным заданием. Нехватка кадров в часовой индустрии должна стать объектом пристального внимания со стороны правительства - эта отрасль является второй или третьей по значению в экономике страны. Политики должны стимулировать интерес к часовому делу, а мы - привлекать больше людей.
Механических часов становится все больше, количество сложных моделей тоже растет, но кто будет ими заниматься? Многие компании не думают о сервисе. Когда разрабатывается новая модель, сервис не включается в общую концепцию, поскольку всем заправляют специалисты по маркетингу. Зачастую они относятся к сервису как к пасынку".
Механические часы требуют обслуживания, и это обслуживание должно быть персональным. "Когда речь идет о механических часах, нужно помнить, что большое значение имеет нрав их владельца, - объясняет Вартан Сирмакес, президент компании Franck Muller - Если человек ведет активный образ жизни, то его часы требуют особой наладки, а если он склонен к малой подвижности, то настраивать часы надо по-другому. Найти хорошего часовщика - всегда проблема. Компания сама должна заниматься подготовкой своих кадров. У нас есть программа подмастерьев. Она не классическая, в ней занято много молодых людей, которые хотят идти вперед, а мы даем им шанс".
Розничная торговля
Некоторые компании розничной торговли имеют своих собственных часовщиков, что является большим плюсом - ремонт можно произвести довольно быстро. Но и розничным распространителям становится все труднее найти квалифицированных мастеров. К тому же часовщики торговых предприятий зачастую не могут отремонтировать самые сложные модели многочисленных марок.
Будущее
Его, как и требующие обслуживания часы, простым не назовешь. Некоторые торговые марки уверяют, что у них все продумано, однако суть в другом. Если не заниматься активным поиском решения проблемы, через пару лет ситуация станет критической. Механических часов продается все больше, они возвращаются для ремонта и обслуживания, значит, часовая индустрия должна предложить быстрое и компетентное обслуживание. Для этого ей нужны мастера часовых дел.
"Если часовая индустрия не предпримет необходимых шагов, она заложит под себя бомбу с часовым механизмом, - заключает Томас Морф. - Нам нужно больше мастеров-изготовителей. Нам нужны мастера по ремонту сложных моделей. Эти модели настолько чувствительны, что работать с ними способен далеко не каждый".
Некоторые марки много говорят о своей готовности к тому времени, когда огромному количеству проданных механических часов потребуется обслуживание. А им лучше подумать о том, что к этому моменту должны быть наготове нужные люди.
Сирмакес уверен в том, что основные швейцарские марки планируют свою деятельность на много лет вперед. "Когда швейцарские компании выпускают часы, они чувствуют свою ответственность за них и позаботятся о том, чтобы все было как положено, - говорит он. - Они думают о будущем, о том, что их ждет там, за горизонтом. Это часть швейцарской культуры".
http://www.europastar-ukraine.com/