(По материалам Europa Star Ukraine)
Сточки зрения Cartier, современное искусство и роскошь - это "брак, практически заключенный на небесах". Так говорит Бернар Форна, CEO Cartier, и тут же добавляет: "Роскошь с большой буквы и современное искусство всегда идут рука об руку, поскольку и в том, и в другом случае все зависит от смелых творческих решений".
Вышеупомянутый "брак" состоялся благодаря Алену-Доминику Перрену, который создал Фонд современного искусства Cartier в 1984 году по предложению французского художника и скульптора Сезара. Занятно, но началось все с пиратства. В 1981 году Cartier выиграла судебный процесс против одного мексиканца французского происхождения, открывшего в Мексике четырнадцать пиратских магазинов Cartier. Перрен тогда затеял символичную акцию, привлекшую внимание прессы, - конфискованные поддельные часы были публично раздавлены катком. Поскольку он к тому же был ценителем искусства, ему пришло в голову создать Фонд защиты интеллектуальной собственности и помогать творцам, которые, в отличие от Cartier, не имеют возможности привлечь к ответу тех, кто ворует их идеи. В 1983-м Перрен предложил Сезару сделать одну из его знаменитых композиций, используя в качестве материала поддельные часы. Сезар объяснил Перрену, что помощь в борьбе за интеллектуальную собственность будет менее эффективной, чем помощь художникам "в деле реализации необычных проектов, например, создания оригинального бесплатного выставочного зала". Вот так родился Фонд современного искусства. Поначалу он располагался в пригороде Парижа и предоставлял художникам кров и возможность для работы. В 1994 году Фонд переехал в центр города, в великолепное здание, спроектированное архитектором Жаном Нувелем.
За два десятка лет своего существования Фонд заработал репутацию одного из олимпов современного искусства. Его смелые выставки привлекают разных посетителей и уже поспособствовали открытию многих больших талантов. Живопись, видео, фотография, дизайн и мода - всем видам искусства находилось место в выставочных залах, в которых вместе выставлялись самые разные творцы - известные и неизвестные.
С момента основания Фонда Ален-Доминик Перрен провел четкую линию между продуктом Cartier и Фондом. Единственным исключением является присутствие Cartier в названии Фонда, но продукция марки и ее маркетинговая деятельность не имеют к нему никакого отношения. "Я хочу сохранить независимость Фонда, его автономность и свободу, - сказал Перрен в одном из интервью два года назад. - Фонд Cartier - это исключительно филантропическая организация. Однако Cartier действительно извлекает из него пользу благодаря вниманию СМИ, которое умело направляется в нужное русло. И все же я не хочу, чтобы люди путали деятельность Cartier и творчество художников, которые приходят к нам в поисках свободы самовыражения".
Бернар Форна говорит: "Фонд является неотъемлемой частью имиджа Cartier. Он дополняет марку, но он должен иметь и свое лицо. Конечно, продукцию Cartier и произведения современного искусства зачастую покупают одни и те же люди, но результат работы Фонда трудно выразить в точных цифрах. Скорее, речь идет о репутации и признании. Такие вещи не имеют коммерческой ценности".
Тони Урстер. "Зеркальный лабиринт" ("Жизнь мертвых глаз"). 2003 г. Фонд современного искусства Cartier
Большая коллекция
Фонд не только организует большие выставки во Франции и за границей, но и заказывает работы - с 1994 года уже более семидесяти. Работа Фонда не ограничивается простым покровительством искусству - он поддерживает сам процесс творения, от концепции до реализации, и после способствует карьере художника. Помимо непосредственно заказанных работ Фонд постепенно собрал очень большую коллекцию - более тысячи работ трехсот мастеров, - которая отражает основные тенденции мирового искусства. Эта коллекция важна еще и потому, что, по словам Форна, "имеет исключительно художественное, а не спекулятивное значение". Форна является одним из членов совета Фонда, в котором работают многие видные деятели мировой культуры. Однако Cartier никогда не разглашает бюджет Фонда, будущее которого представляется вполне обеспеченным, поскольку Иоганн Руперт, возглавляющий Cartier в Richemont Group, сам известен как коллекционер современного искусства.
http://www.europastar-ukraine.com/