(По материалам Europa Star Ukraine)
Компания Kirchhofer, хорошо известное в Швейцарии предприятие розничной торговли и владелец самого высокогорного часового магазина в Европе (Юнгфрау, 3454 м над уровнем моря), открыла новый магазин дорогих часов Haute Horlogerie Kirchhofer на главной улице Интерлакена. Магазин, предлагающий продукцию от 16 лучших марок, превзошел ожидания своего хозяина.
Юрг Киршхофер, унаследовавший от отца сеть часовых, ювелирных и подарочных магазинов, уже давно думал о магазине дорогих часов. Но в Интерлакене, туристическом раю, ему никак не удавалось найти подходящее место, поскольку в его представлении площадь магазина должна была составлять 500 м2. Когда же освободился дом рядом с рестораном Киршхофера, он пересмотрел свою идею: согласился на 220 м2. Так мечта стала реальностью. Мы посетили Киршхофера в его офисе в Интерлакене.
ES: Почему вы решили открыть новый магазин?
ЮК: У меня много магазинов, но это было слишком большим искушением - здание, построенное в 1599 году. Мне хотелось иметь большой магазин, в котором хватило бы места на VIP-комнаты, салон с шампанским и кофе - словом, чтобы от всего веяло роскошью. У нас есть библиотека часовой литературы и видеотека в салоне.
ES: В чем смысл этого бутика и чем он отличается от других ваших магазинов?
ЮК: Многие туристы любят покупать часы, как гамбургеры в фаст-фуде, но этот магазин - полная противоположность торговым точкам с подобным подходом. Здесь у нас обслуживание, как в пятизвездочном отеле.
Моя цель заключается в том, чтобы превратить магазин в клуб коллекционеров и любителей часов, где они могут получить ту точную информацию, которой жаждут и которую им никто не предоставляет.
ES: Как отреагировали на открытие магазина ваши клиенты?
ЮК: Очень положительно. Мне удалось привлечь новых покупателей. Они приезжают сюда со всей Швейцарии, и визит в магазин стал целью их поездок. Больше того - у нас есть покупатели со всего мира. Торговые марки тоже отреагировали с энтузиазмом. Стало быть, идея оказалась очень удачной.
ES: И как пошел бизнес?
ЮК: У нас выдался очень успешный год. До сих пор рекордным был 2000-й, но в 2006-м мы это рекорд побили. Я и сам не ожидал такого успеха. Мы рекламируем наши магазины в восьми городах мира (Тайбей, Бангкок, Москва, Токио, Мумбай (Бомбей), Шанхай, Пекин, Сеул) - для этого открыли там наши представительства. Работаем совместно с туристическим агентством и сейчас пожинаем плоды работы, которой занимались втечение предыдущих десяти лет.
ES: Насколько изменился бизнес в последние годы?
ЮК: За последние три года - больше, чем за предыдущие пятнадцать лет. В Швейцарию приезжают туристы из стран, которых раньше не было на карте мира, а вот количество японских туристов сократилось на две трети. Из-за глобализации экономики все меняется очень быстро, да и большая политика тоже имеет свое влияние. Сегодня туристам из Китая очень трудно получить визу в Швейцарию и другие европейские страны, и это сильно сказалось на нашем деле.
ES: В чем секрет вашего успеха?
ЮК: В персональном обслуживании, которое я и моя жена предоставляем нашим клиентам. Мы заботимся о деталях, о вещах, которые кажутся другим ретейлерам незначительными. Мы рекомендуем рестораны, следим за тем, чтобы наши клиенты получали лучшие столики, мы советуем, на какие экскурсии стоит сходить. Мы держим специального сотрудника по туристической информации, а наш штат говорит на 18-ти языках.
ES: Какие испытания предстоят ретейлерам?
ЮК: Одной из самых больших проблем является безопасность. Почти все из нас подвергались ограблениям. Я не люблю, когда жизнь человека подвергается риску, поэтому расстроен ростом преступности. Нас грабили только один раз, но у многих моих друзей было гораздо больше проблем. В новом магазине мы установили 48 камер и держим большой штат сотрудников (как правило, грабят магазины с малым штатом). В моем главном магазине всегда находится минимум 20 человек. Ради безопасности я держу там одного или двух дополнительных сотрудников. Мне не нужен охранник, поскольку я уверен, что демонстрация силы провоцирует применение силы. Если вы имеете дело с туристами, вы не можете все время запирать двери. Другая сложность - обучение персонала. Хорошие курсы - наша цель. Я сам создал себе огромную проблему, поскольку мне нужно обучать свой персонал на десяти языках. Получить разрешение на работу в Швейцарии непросто, но я считаю, что клиенты любят, когда их обслуживают соотечественники - знаете ли, язык, менталитет, доверие. Но очень трудно найти людей, знающих толк в часах, - пришлось обучать этому делу бывших юристов, медсестер, аптекарей, бухгалтеров.
ES: Что вам нравится в вашей работе?
ЮК: Я без ума от часов. С детства работал в магазине своих родителей. Даже на отдыхе не могу удержаться - хожу по часовым магазинам и разглядываю витрины. Часы - это моя жизнь.
ES: Какие проблемы грозят сегодняшней часовой индустрии?
ЮК: Нельзя забывать о соотношении цены и качества. Сейчас дела идут славно, и есть искушение устанавливать безумные цены. Другая проблема: группы все больше навязывают свою волю розничным продавцам. В нашем деле, как и в любом другом, должен быть баланс.
ES: Ну а в целом, каким вы видите будущее ретейлеров?
ЮК: На курорте очень трудно добиться успеха, если ты не готов выложиться на 180%. Мы открываемся в 8.30 утра и работаем до 10.15 вечера семь дней в неделю. Этот бизнес отличается очень большой трудоемкостью. Если вы не любите эту работу, вам не понравится жить в магазине. Думаю, производители не перестанут нуждаться в ретейлерах в таких местах, как Интерлакен.
Если магазины хорошо делают свое дело - пользуются авторитетом и предлагают хорошее обслуживание, - марки будут нуждаться в их рекомендациях. Сегодня потребитель хочет все познавать в сравнении, а в монобрендовом бутике такой возможности у него нет. Большой магазин позволяет покупателям осмотреться и неформально пообщаться со штатом.
ES: Насколько велика проблема серого рынка?
ЮК: Причиной гибель нашего японского рынка является то огромное количество часов, которые предлагают серые дилеры в Японии. Конечно, торговые марки должны неплохо зарабатывать на сером рынке. Я регулярно получаю информацию с этого рынка и иногда просто глазам своим не верю, когда вижу цены, по которым там продаются часы.
В Швейцарии тоже есть такие дилеры. Проверки ради мы заказываем у них часы по Интернету, и очень часто они не могут осуществить поставку.
ES: Как вы решаете проблему ремонта?
ЮК: Мелкий ремонт мы делаем здесь, в Интерлакене. Антикварные часы даем местным мастерам, работающим на дому. Очень медленное постпродажное обслуживание многих часовых компаний является для нас огромной проблемой. Из-за множества корпусов разных форм трудно иметь нормальный резерв запасных частей. Если бы ретейлеры могли создать и содержать независимую мастерскую, мы улучшили бы обслуживание клиентов. Моя цель - лучший сервис, и совершенно не важно, приходит он извне или я его осуществляю сам - лишь бы все было гарантировано, качественно и быстро.
Механический бум застал торговые марки врасплох. Успех хронографов тоже принес проблемы - хронограф требует более длительного обслуживания, а у торговых марок просто нет людей для этого. Производство на подъеме, и уравновесить его сервисом очень трудно. Я знаю одну крупную компанию, все часовые мастера которой должны раз в неделю на целый день покидать конвейер, чтобы помочь отделу постпродажного обслуживания.
ES: Вы смотрите в будущее с оптимизмом?
ЮК: Я бы не вложил почти миллион франков в новый магазин, если бы не был оптимистом. Иногда меня беспокоит слегка неоправданный рост цен или политика некоторых торговых марок, которые после первой поставки повышают цену на 25%. Не знаю, как долго коллекционеры будут такое терпеть.
ES: Что для вас значит время?
ЮК: Время - это роскошь. Свободное время, я имею в виду, но я заметил, что лучшие и наиболее творческие идеи приходят ко мне в отпуске, когда я не стою за прилавком магазина. Мне 57 лет, так что мне нравится раз в три-четыре месяца отойти от дел на несколько дней. Тогда-то меня и посещают свежие мысли.
Месторасположение: три магазина в Интерлакене, один в Гринденвальде, один в Бриенце и на "Крыше Европы" в Юнгфрау.
Возраст компании: работает с 1944 года, основана отцом нынешнего владельца.
Количество сотрудников: в сезон - 250, в межсезонье- 180 (120 в магазинах).
Торговые марки: более ста.
Покупатели: 70% - туристы, 10% - жители Интерлакена, 20% - жители других городов Швейцарии.
Haute Horlogerie Kirchhofer
Площадь: 220 м2
Средняя продажа: 15000 швейцарских франков (в других магазинах от 2000 до 3000)
Разброс цен: 2000 - 250000 швейцарских франков (хотя верхнего предела не существует)
Лидер продаж: Patek Philippe во всех магазинах
Торговые марки: 16 - Patek Philippe, Breguet, Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin, Audemars Piguet, Ulysse Nardin, IWC, Cartier, Blancpain, Chopard, Hublot, Roger Dubuis, Panerai, Breitling, Piaget и Longines
http://www.europastar-ukraine.com/