(По материалам Europa Star Ukraine)
Очередной, четвертый по счету Киевский салон часов (23—26 ноября 2006 года) стал, по мнению большинства его участников, наиболее удачным. Правда, похвалы сводились в основном к организации выставочного пространства (часовщики вместе с ювелирами заняли один из павильонов "КиевЭкспоПлазы" на улице Салютной) и общему сервису. А что такое вообще хорошая выставка часов?
В наших условиях участник выставки, как правило, ставит себе задачу найти новых дилеров. Однако, по словам Марка Матеса, директора компании "Вектор-Д", "украинский рынок небольшой и не растет, игроки одни и те же, и все друг друга знают". Тогда в чем смысл всех этих телодвижений?
Евгения Исаенко, управляющий директор компании Danys, утверждает, что новые дилеры нет-нет, да и возникают: "Мне казалось, что в Чернигове я уже знаю всех, кого только можно, но на этой выставке познакомилась с двумя новыми дилерами". Видимо, в Чернигове народ (вернее, какая-то его часть) стал жить лучше.
Олеся Гаркуша, менеджер дилерского отдела компании Les Montres Suisses, говорит, что дело не столько в налаживании новых связей, сколько в упрочении старых. "Наши дилеры не могут себе позволить поехать на выставку в Швейцарию, вот мы и устраиваем им Швейцарию здесь, на улице Салютной". Сотрудник компании, название которой переводится как "Швейцарские часы", ничего другого сказать и не может, но все равно становится приятно, потому что нет на Земле человека, у которого альпийская страна вызывала бы отрицательные эмоции.
Кто не успеет, тот опоздает...
Кроме дилеров, есть еще и тенденции. А где же создавать, навязывать и улавливать тенденции, как не на выставках? В нашем случае о создании или навязывании говорить не приходится, тут речь идет только о том, чтобы уловить, куда дует ветер. Бытует мнение, что через пару лет украинскому часовому рынку грозит ни много ни мало "обвал". Конечно, люди не перестанут покупать часы, но будут приобретать их меньше и с большим разбором. Соответственно, выживут только те компании, которые смогут вовремя понять, что людям нужно.
По мнению г-жи Исаенко, украинскому потребителю (именно украинскому, подчеркивает она) нужна оригинальность. "Еще недавно у наших соотечественников было четыре бога - Rolex, Patek Philippe, Vacheron Constantin и Breguet. Однако в последнее время я наблюдаю рост интереса не только к качественным и знаменитым торговым маркам, но и к оригинальным моделям. Это уже можно назвать тенденцией, и те компании, которые смогут предложить потребителю интересный продукт, через пару лет окажутся на коне".
Непростое это дело - уразуметь, что людям нужно, потому что "интересный и оригинальный продукт" - понятие очень растяжимое. Взять, например, скелетный хронограф от Perrelet. Дорогие, но практически не читающиеся часы, которые выглядят так, словно кто-то вдребезги разбил сложный механизм, а потом аккуратно высыпал осколки в корпус из розового золота и прикрыл их сапфировым стеклом.
На другом полюсе находится продукт от молодой торговой марки Vogard, которая, по словам президента компании Михаэля Вогта, исповедует принцип "полезных усложнений". Вогта не интересуют турбийоны или способность часов выдержать погружение на дно Марианской впадины и тотальную ядерную войну. Зато Vogard изобрела систему Timezoner - первые механические часы, на которых можно установить местное время одним поворотом безеля. На него нанесены названия крупнейших городов мира, владелец снимает предохранитель, выставляет название нужного города (в том числе и Киева - специально для украинского потребителя) на 12 часов и ставит предохранитель на место - все, стрелки и индикатор "день/ночь" уже указывают нужное время. При этом часы нежно ложатся на запястье, а выглядят очень по-мужски и даже в чем-то сексуально. Одна беда: торговую марку Vogard в Украине почти не знают, а вкус у наших потребителей еще надо воспитывать.
Воспитание трудновоспитуемых
Возле одного из стендов мы разговорились с посетителем, который впервые решился потратить на часы крупную сумму (около четырех тысяч условных единиц) и пришел на выставку с целью понять, чего ему надо. Правда, этот человек выбирал часы, как другие люди оружие, только вместо прицельной дальности, скорострельности и убойной силы его интересовали водо- и пыленепроницаемость и особенно противоударность. "Рано или поздно часы ударятся о кафель", - эту фразу наш случайный знакомый повторил несколько раз с уверенным пессимизмом человека, не раз бывавшего в скользких ситуациях. Пока мы размышляли о призрачной угрозе кафеля, собеседник огорошил нас откровенным признанием: на самом деле он ничего не знает о торговых марках и вообще о часах, а просто хочет купить "то, что нужно", и чтобы "оно" служило долго.
Что ж, выставки выполняют еще и просветительскую функцию. По крайней мере, Евгения Исаенко в этом убеждена. Евгения влюблена в свое дело, и ее шокирует снобизм, свойственный очень многим киевским часовым магазинам. Если потенциальный покупатель, по мнению продавцов, одет "не так" или задает "не те" вопросы, то он наталкивается на весьма нелюбезный прием (добавим от себя - подтверждается). Из-за этого многие вполне платежеспособные люди просто боятся заходить в магазины. На выставке же все гораздо демократичнее и, если хотите, комфортнее. (Во многих часовых магазинах и присесть-то толком нельзя, а уж о чашке кофе или чая и говорить не приходится.) С этим согласен и Михаель Вогт, который одновременно приятно пощекотал наш патриотизм совершенно неожиданным для иностранца суждением.
Украина — не Россия
По мнению господина Вогта, с украинским потребителем работать приятнее, и вкусы у него отличаются от вкусов россиян в лучшую сторону. Порадовал нас и другой иностранец - Андреас Шворер из компании Eterna SA, которую он несколько меланхолично представил как "торговую марку, которая могла бы занимать более подобающее ей место". Действительно, у компании была долгая полоса неудач, но сегодня она расправляет крылья, в том числе на рынке СНГ, за который и отвечает Шворер. Нет, швейцарец не заметил различий между российским и украинским потребителем, но не успели мы огорчиться, как он тут же озарил окрестности розовым светом. Оказывается, в Украине иностранному продавцу работать гораздо легче, а в России от властей приходится постоянно ждать какой-нибудь гадости!
Невзирая на патриотизм, мы могли бы поспорить с Андреасом, но не стали, поскольку в этот момент увидели в толпе посетителей первого президента Украины Кравчука. Леонид Макарович прогуливался без пафоса и охраны, как человек, уверенный не только в себе, но и в окружающих людях, да и обстановке в целом. И хотя с улицы Салютной Альпы ни в какую не просматриваются, в павильоне как-то сразу запахло Швейцарией. Или, скорее, тем, что Луис Бунюэль гениально назвал "скромным обаянием буржуазии".
http://www.europastar-ukraine.com/