Статья о часах Vacheron Constantin

В век, когда мощная система автоматизированного проектирования машин может разработать любые часы и где целая индустрия пытается следовать за прогрессом, есть еще один важный элемент, который способен выделить часы: это отделка механизма.

Это то, что действительно отличает Haute Horlogerie от подражателей. Конечно же, речь  идет о чрезвычайно трудоемкой ручной отделке (а не о машинной, которая присутствует в большинстве механизмов), которая может на самом деле представлять собой 1/3 цены часов. Внимание к мельчайшим деталям создает разницу в способе финиша Калибра.
 
Чаще всего часовой механизм изготавливают из латуни, нейзильбера, нержавеющей стали или золота (или любого их сочетания). В высоком часовом деле эти металлы измельчают для создания необходимых компонентов, и расплавляют. В ходе обработки механизма все следы и неровности выплавки исчезают. Но прежде всего финиш механизма – это процесс преобразования обычного металла в эстетический и приятный глазу механизм.
5074
Важно отметить, что каждая деталь, которая проходит финишную обработку, систематически контролируется, чтобы исключить деформирование, так как даже малейшее изменение формы может помешать правильному функционированию часов.
1220
В спокойной атмосфере с видом на красивый зеленый парк трудится команда отдела по финишированию механизмов Vacheron Constantin. Эти умелые руки принадлежат не часовщикам, но тем умельцам (finisseurs), которые прошли специальную подготовку по финишу и декорированию механизмов. Руководитель этого отдела Vacheron Constantin говорит: "К сожалению, в часовых школах больше не обучают отделке высокого класса, который нам нужен". По этой причине внутри мануфактуры создана специальная программа, которая может занять от 6 месяцев до полутора лет, в зависимости от вида отделки часов, который человек выбирает. Конечно же, каждый член команды обучается выполнять все виды отделки, одной из самых сложных среди которых является скашивание внутренних углов, что занимает 18 месяцев обучения!
1215-1
1215-2
В последние годы Vacheron Constantin предпринял огромный скачок в плане отделки механизмов, перейдя от хорошего качества к исключительному всего лишь в течение нескольких лет. Это относится также и к не видимым частям, которые скрываются под циферблатом. На вопрос о том, не обидно ли столько труда вкладывать в обработку механизма, владелец которого никогда его не увидит, часовые мастера отвечают: «В некоторой степени это неприятно, но осознание того, что работа выполнена безукоризненно, и часовщик, который будет собирать механизм, или тот, кто позднее будет его обслуживать, сможет по достоинству оценить труд, вызывает большую гордость».
 
Создание эскиза является одним из первых шагов в отделке механизма и важным процессом, который определяет качество скашивания, так как качество последнего во многом зависит от эстетики первого. Рисунок делается на флангах пластин и мостах для удаления заусенцев и следов обработки, придавая поверхности фланги гладкий вид. Фланга сглаживается, а затем сатинируется при помощи алмазной шлифовальной головки. Фланг шлифуют продольно в целях формирования однонаправленных продольных линий.
5081-1
5104-1
Англаж, безусловно, является одним из самых сложных методов отделки, который отнимает много времени и требует ловкости ремесленника. Снятие фаски заключается в устранении границ между поверхностью и флангой под углом 45 °. Края фланги мягко прижимают и затем полируют, чтобы придать ей блестящий вид. Поверхности угла должны быть гладкими с постоянной шириной и параллельными краями. Это очень трудный процесс, поскольку, если слишком много надавливать на деталь, то она будет деформироваться, а если недостаточно – то угол не будет четким и ясным.
2475-1
1
5174
Существуют различные виды снятия фаски:
 
- Внутренние углы, когда два скоса встретятся, все должно быть сделано таким образом, как будто линия продолжается. Этот вид финиша требует 18 месяцев обучения в VC.
 
- Внешние углы: скосы совпадают с внешними компонентами и угол должен быть острым.
 
- Закругленный угол: угол отделан закругленным узором.
 
 Используются два метода для снятия фаски, в зависимости от типа и площади скашивания:
 
При помощи напильника: используется для внутренних скашиваний, а также в труднодоступных местах, которые могут быть достигнуты только с помощью небольшого напильника (например, в скелетонах). Углы создаются с помощью напильников различных размеров с использованием абразивных паст. Сияние достигается путем трения поверхности алмазной пастой при помощи специфического резинового приспособления. Этот прием также позволяет избавиться от остатков металла.
5090-1
5077-1
1
Шлифовальные круги: используются в основном для округлых и внешних фасок. Используются деревянные и кожаные колеса, на которые наносится абразивная паста. Каждое колесо имеет разную толщину, и используется в зависимости от размера компонента или типа скашивания. Мастер аккуратно подтачивает деталь при помощи вращающихся дисков, пока не получается требуемый результат, после этого деталь полируется с использованием кожаного колеса, чтобы довести деталь до блеска. Технология с использованием шлифовального круга требует от мастера экстремальной ловкости, так как материал быстро удаляется и любую ошибку будет трудно исправить.
5107-1
5108-1
5109-1
5120-1
Круговое зернение также называется перлаж из-за его сходства с мелкими жемчужинами. Круговое зернение заключается в применении небольшого перекрывающего узора по круговой схеме часто на невидимых деталях - верхней и нижней пластинах, однако можно мельком увидеть узор с круговым зернением и на главной пластине за балансом. Круговое зернение получается с помощью плоского долото, на которое наносится абразивная паста или абразивные колодки (1-3мм в диаметре), заготовка детали устанавливается на вращающейся основе, мастер надавливает на поверхность моста или пластины, чтобы создать нужный узор. Верите или нет, но Калибр 1400 имеет 642 различных круговых зерна из 3 различных размеров.
5125-1
5130-1
5126-1
5128-1
Женевские волны, возможно, самый известный вид отделки и характеризуется серией вогнутых дуг на мостах или пластинах, создавая волнообразный эффект. В основном этот вид финиша используется на видимой части, он имеет только эстетическое назначение, и никоим образом не должен применяться к функциональным областям, так как это может негативно повлиять на функционирование механизма. Полосы наносятся с помощью наждачной бумаги, которая закрепляется на латунных цилиндрах. Прижимая цилиндр к полированной поверхности детали, мастер проводит продольную полосу на детали. Каждая полоса должна быть идеально ровной и параллельной другой.
 
Давление, оказываемое на деталь механизма имеет первостепенное значение, при слишком большом давлении поверхность будет выглядеть грубо, а при слишком малом давлении полосы будут недостаточно рельефными. В лучших традициях женевских волн полосы по всей длине механизма должны быть идеальными.
5148-3
2
1400-3
2473
Черный лак, или зеркальная полировка. Эта отделка получила свое название от черного или серого блеска детали, в зависимости от угла ее наклона. В высоком часовом деле зеркальная полировка часто встречается на мостах турбийонов и молоточках репетира, но Vacheron Constantin также использует черный лак для отделки других деталей механизма.
 
Зеркальная полировка – трудный процесс, который возможно выполнить только на стали. Деталь полируется по кругу при помощи цинковой пластины и алмазной пасты различной зернистости (начиная с грубой и до мелкозернистой).
 
Черный лак является самым высоким уровнем полировки, которая достигается без видимых отметин на полированной поверхности (даже если рассматривать при большом увеличении). Поверхность (которая отражает свет только в одном направлении), в зависимости от угла просмотра, поглощает весь свет, придавая ему глубокий черный цвет или интенсивно отражает свет, когда источник света светит прямо на нее.
111
122
В пластинах и мостах есть просверленные отверстия, но в процессе бурения остаются заусенцы и неровности, которые должны быть удалены. Размеры отверстия сначала регулируются с помощью цилиндрического режущего инструмента. Затем отверстия вырезаются при помощи алмазного инструмента. Эти места на деталях часто хорошо полируют, чтобы придать рубиновым камням более привлекательный визуальный эффект.
111
Поверхности колес и шестеренок бывают скошенными с нижней, верхней стороны, на зубьях. Также зачастую их декорируют узором, который называется «солнечные лучи», получивший свое название за расходящийся пучок линий от центра, напоминая лучи солнца. Такие эффекты получаются за счет использования наждачной бумаги или абразивных палочек. Колесо помещается на вращающейся подставке и при помощи инструментов мастер придает поверхности круговой узор или «солнечные лучи».
5163-1
321
Как бы странно это ни звучало, но винты играют чрезвычайно важную роль в высоком часовом искусстве, потому что они всегда находятся на виду. Наиболее часто в механизмах используются винты с плоской головкой, которая полируется наждачной бумагой или абразивной пастой.
555
012
Брульяж – это ликвидация всех остатков и заусенцев на невидимых поверхностях деталей, которые не были украшены другими видами финиша (круговым зернением, женевскими волнами). Благодаря обработке абразивами поверхность получает матовый вид. 
5153
5155
5152
Дрессаж – то же, что и брульяж, но вся процедура проделывается на видимых сторонах деталей, которые не были декорированы женевскими волнами или круговым зернением. Деталь натирается наждачной бумагой для получения прямых полос. Это повторяется до тех пор, пока не исчезнут все видимые эффекты на поверхности металла. Операция придает детали вид пескоструйной обработки.
Close_up_Noir(1)
Знатоки все более внимательно относятся к качеству отделки, но мало понимают, насколько сложно совершить идеальную отделку. Хотя все перечисленные выше операции могут быть выполнены с помощью автоматических механизмов, но ловкость и время, необходимые, чтобы действительно вдохнуть жизнь и блеск металлических деталей,  подвластны только заботливым рукам.
 
Независимо от того, насколько технически совершенно и хорошо построен механизм, небрежная отделка придает механизму дешевый вид. Вот почему время не имеет большого значения в отделе украшения механизмов Vacheron Cosntantin, каждый финишер работает в своем темпе, убедившись, что даже мельчайшие детали получают самое пристальное внимание. 
Источник - thehourlounge.com
 
Теги: Vacheron Constantin
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/2209