(По материалам "Часы Armband Uhren")
«Лицо» часов Regulator не спутать ни с чем. Одиноко описывает свои круги центральная минутная стрелка, явно давая понять, кто здесь главный. Часовой и секундный циферблаты, напротив, сделаны небольшими и расположены эксцентрично, визуально оказываясь на втором плане.
Такая форма циферблата была первоначально создана для особо точных напольных и стенных часов в обсерваториях, которые вплоть до XX столетия служили «хранителями» эталонного точного времени. Их регулировали так называемыми «пассажными инструментами», которые делали видимым краткий момент достижения Солнцем наивысшего уровня на небосклоне. Обычные стенные часы с центральными часовой и минутной стрелками оказывались здесь непрактичными: часовая стрелка, часто широкая и богато украшенная, закрывала малую секундную стрелку в позициях «6» или «12». Выход нашли часовые мастера, переместив часовую шкалу из центра на вспомогательный циферблат, что технически осуществить было нетрудно. Попросту говоря, для этого требуются два зубчатых колеса с передаточным числом «один к одному», которые повторяют вращение часового колеса. Таким образом, становится возможным перемещение часовой стрелки почти в любую точку на циферблате. Например, в мореплавании час имеет более важное значение, и поэтому у корабельных хронометров часовая шкала чаще всего находится в положении «12», а шкала малой секундной стрелки - в положении «6». С прецизионными маятниковыми часами все наоборот. Эти часы служили в часовых мастерских для регулировки карманных и наручных часов. Здесь секунда имеет большее значение, и, соответственно, секундная шкала расположена вверху. Такого рода «регуляторы» придавали циферблату характерную форму и даже дали название целому часовому семейству.
Часы из мастерской
Райнер Нинабер тоже создал свои первые часы типа «регулятор» под впечатлением от часов классического типа, а именно произведения гласхюттенской фирмы Strasser und Rohde. Случилось это еще во время его студенческой молодости. «Тогда я купил механизм карманных часов фирмы Unitas и два вексельных колеса и сделал из всего этого свой первый «регулятор», - вспоминает Нинабер. Правда, тот экземпляр годился только для домашнего пользования. После этого циферблаты «регулятор» встречались у часового мастера из города Бюнде в Вестфалии только на прецизионных маятниковых часах.
Но Нинабер продолжал следить за рынком наручных часов и установил, что не только Герд Рюдигер Ланг успешно продавал «регуляторы»: «Chronoswiss превосходно развила и осуществила эту идею, и тогда многие устремились вслед за ней. Я не стал исключением». Но стать подражателем он не захотел: «Я не люблю делать то, что делают другие». Вот почему Нинабер взял за образец для своего циферблата классическую модель «регулятора» из мастерской. Поэтому его часы единственные, у которых часовая шкала расположена в позиции «6».
В качестве базы для привода Нинабер выбрал мощный 13-линейный Калибр Unitas 6376 с ручным заводом. Он позаимствовал из него спуск, заводной барабан и зубчатые колеса. Остальное сконструировал сам. Под окном из сапфира открывается вид солидной прямолинейной часовой конструкции с минимальной декоративной отделкой. Нинабер ограничился перлажем частей основной платины, кронштейна баланса и двух расположенных сверху мостов. Кроме того, корончатое и храповое колеса отделаны лучевой шлифовкой.
От базового механизма Unitas остались зубчатые колеса, спуск и заводной барабан. Все остальное изготовил сам Нинабер.
Радует глаз циферблат, который разбит на три углубленные плоскости. В первой, верхней плоскости расположена минутная шкала, выполненная по типу «железная дорога» с гладкой поверхностью. Во второй плоскости лежит центральная часть циферблата, декорированная тонким гильошированным узором. «Этажом» ниже располагаются счетчики часов и секунд, также с вычеканенной поверхностью. Стрелки из вороненой стали образуют приятный контраст с серебристым фоном.
Упаковал Райнер Нинабер свой «регулятор» в соответствующий «королевский» корпус диаметром 41 миллиметр. Тот, кто любит часы покрупнее, может выбрать версию в корпусе из золота с диаметром 43 мм. Очень рациональные выступы для защиты заводной головки, кстати, можно убрать. Как рассказывает Нинабер, «у меня был клиент, которому эти защитные выступы не понравились. Тогда я снял их фрезой и установил заводную головку в виде луковицы».