(По материалам "Часы Armband Uhren")
Каждая уважающая себя часовая марка имеет в своем ассортименте, по крайней мере, один хронограф. Определенное расположение счетчиков и вспомогательных шкал на циферблатах позволяет сделать вывод о том, что большинство часовых фирм-клиентов фабрики часовых механизмов ЕТА используют в своих многочисленных произведениях автоматический Калибр 7750 (Valjoux). Марки, которые стремятся отличаться от массы других производителей и которые располагают для этого значительными денежными средствами, включаются в процесс создания собственных часовых механизмов. И вполне закономерно, что за последние годы заметно увеличилось число хронографов оригинальной конструкции.
Спор о правильном, уместном или допустимом употреблении понятия «часовая мануфактура» появился позже, чем сам термин. Утверждение, что часы являются продукцией некоторой мануфактуры, существенно сказывается на их цене (в сторону увеличения, конечно же). Тех производителей, которые приобретают упомянутые выше калибры Valjoux, косметически украшают их и затем вставляют в свои «мануфактурные часы», сегодня считают шарлатанами, и изготовители собственных часовых механизмов стремятся поставить их на место. И это, согласитесь, справедливо!
Качество часовых механизмов ЕТА не вызывает сомнений и, тем не менее, их использование неспособно превратить часы в «мануфактурные» произведения. Правда, в конце 1980-х годов, когда началось возрождение часовой механики, многие не очень добросовестные производители охотно воспользовались этим определением, чтобы подчеркнуть качество своей продукции и создать впечатление, будто она целиком и полностью изготовлена в собственных мастерских. Из этой ловушки, подстроенной ими же самим, марки выползают медленно и с трудом, но что делать? Искушенного покупателя теперь вряд ли «накормишь» только одними словесными определениями. Теперь необходимо или быть честными и открыто признать использование покупных часовых механизмов, или, не жалея трудов и средств, создавать собственные.
Ближе всех к статусу «мануфактура» подходит фирма, самостоятельно конструирующая механизмы и изготовляющая все основные детали. Конечно, можно возвратиться к формально верному понятию «manus factum» («сделано вручную»), но это будет некорректно с точки зрения развития современного технологического процесса, когда в распоряжении часовых компаний находится новейшее производственное оборудование.
Не так давно в немецкой профессиональной прессе было высказано предложение: называть мануфактурами только небольшие предприятия, объединенные в «AHCI» («Академия Независимых Часовых Мастеров»). Но справедливости ради следует отметить, что и эти современные кабинотье не обходятся в своей работе без помощи современных станков и приборов.
Значение терминов меняется с ходом времени. Немногие часовые марки заслуживают сегодня звания «мануфактура». К их узкому кругу можно отнести фирму Chopard, которая за десять лет буквально на голом месте создала производство точнейших, технически безупречных часовых механизмов. Или традиционную марку Zenith, которая тридцать восемь лет тому назад изобрела и изготовила автоматический хронографический механизм, новаторская конструкция которого по сей день удовлетворяет все строжайшие требования к надежности и точности хода.
Прозрачные
Гордость современной мануфактуры Chopard - часовые механизмы L.U.C. (инициалы основателя фирмы Луи-Улисса Шопара). Первый целиком и полностью разработанный и сконструированный специалистами компании Калибр L.U.C. отпраздновал в 2007 году свой десятилетний юбилей.
Дебют Chopard как производителя часов состоялся 11 лет тому назад на презентации Калибра L.U.C. 1.96 - автоматического механизма с микроротором, двойным заводным барабаном и 65-часовым запасом хода; его качество, как и всех последовавших за ним механизмов L.U.C., отмечено Женевским клеймом качества.
За этим часовым механизмом последовала разработка целого семейства калибров, которое в 2007 году пополнилось хронографическим механизмом, ставшим одним из новых достижений мануфактуры, квартирующей в Женеве и во Флёрье. Оснащенный новым часовым механизмом хронограф L.U.C. Chrono One с функцией обратного хода (установки на нуль без промежуточного останова) имеет корпус из белого золота. Специальная серия из 100 штук в платиновом корпусе была изготовлена по случаю 10-летнего юбилея Калибра L.U.C. 1.96. Новый хронограф отличается новаторским оформлением циферблата со счетчиками из сапфирового стекла, которое позволяет заглянуть в заслуживающий внимания часовой механизм.
Хронограф с храповым механизмом и функцией обратного хода L.U.C. Chrono One с установкой на нуль малой секундной стрелки и автоматической передачей нового типа с беззазорными планетарными шестернями. Часовой механизм удовлетворяет всем требованиям статуса Женевского клейма качества, гарантирующего, что механизм был собран в Женеве, а его отделка выдержала самые строгие тесты.
Двойная раскладывающаяся застежка из белого золота украшена логотипом марки.
Его диаметр составляет 28,8 мм, толщина 7,6 мм, он снабжен 45 камнями, баланс колеблется с частотой 28 800 полуколебаний в час (4 Гц), запас хода достигает 60 часов. Остается добавить, что создание этого интегрированного хронографического механизма с храповым колесом hM.C сопровождалось тремя заявками на получение патентов.
Так выглядит храповое (колонное) колесо хронографа.
Обнуление остановленного хронографа, работающего на автоматическом заводе, совершает рычаг с тремя подпружиненными возвратными молоточками. Именно пружинность обеспечивает двойную амортизацию, как при ударе молоточка по сердцеобразным кулачкам колес хронографа, так и при возникающей из-за этого «отдаче». Тем самым устраняется известное дрожание возвращенной в нулевое положение секундной стрелки хронографа.
Второй патент защищает узел функции возврата и установки на нуль маленькой секундной стрелки, которая происходит при оттягивании заводной головки с помощью кнопки у позиции «4 часа». Благодаря этому можно легко производить точную установку часового механизма в соответствии с официальным сигналом точного времени. И, наконец, был запатентован автоматический завод, который работает с планетарной передачей нового типа вместо обычного храпового механизма и благодаря этому почти не имеет холостого хода и, соответственно, обеспечивает большой коэффициент полезного действия. Это изобретение, существенно улучшающее автоматический завод, к сожалению, не нашло заслуженного понимания среди специалистов.
Новый Калибр L.U.C. 10CF диаметром 28,8 мм, толщиной 7,6 мм; 45 рубинов, действующий в двух направлениях автоматический завод, запас хода 60 часов. Обновление встроенного хронографа происходит посредством рычага с тремя двоякоамортизирующими молоточками.
Калибр L.U.C. 10 CF, кроме того, снабжен вертикальным сцеплением хронографического и часового механизмов, а также существующим уже три года балансом Variner, который осуществляет регулировку, передвигая подковообразные регулирующие грузы по ободу баланса. Массивные ушки для крепления ремешка, широкие кнопки, широкие стрелки и крупные часовые цифры вместе с большой заводной головкой, имеющей крупное рифление, подчеркивают мужской характер хронографа. Три стеклянных дополнительных циферблата несколько затенены вращающейся под ними круговой шкалой указателя даты. Между тем, их расположение не вносит никаких неясностей, так как 12-часовой и 30-минутный счетчики четко обозначены маленькими табличками.
Корпус хронографа L.U.C. Chrono One из белого золота толщиной 14,23 мм. Кнопки прямоугольной формы слегка округлые. На заводной головке изображен логотип L.U.C.