Статья о часах Zenith

(По материалам "Часы Armband Uhren")

Каждая уважающая себя часовая марка имеет в своем ассортименте, по крайней мере, один хронограф. Определенное расположение счетчиков и вспомогательных шкал на циферблатах позволяет сделать вывод о том, что большинство часовых фирм-клиентов фабрики часовых механизмов ЕТА используют в своих многочисленных произведениях автоматический Калибр 7750 (Valjoux). Марки, которые стремятся отличаться от массы других производителей и которые располагают для этого значительными денежными средствами, включаются в процесс создания собственных часовых механизмов. И вполне закономерно, что за последние годы заметно увеличилось число хронографов оригинальной конструкции.

Спор о правильном, уместном или допустимом употреблении понятия «часовая мануфактура» появился позже, чем сам термин. Утверждение, что часы являются продукцией некоторой мануфактуры, существенно сказывается на их цене (в сторону увеличения, конечно же). Тех производителей, которые приобретают упомянутые выше калибры Valjoux, косметически украшают их и затем вставляют в свои «мануфактурные часы», сегодня считают шарлатанами, и изготовители собственных часовых механизмов стремятся поставить их на место. И это, согласитесь, справедливо!

Качество часовых механизмов ЕТА не вызывает сомнений и, тем не менее, их использование неспособно превратить часы в «мануфактурные» произведения. Правда, в конце 1980-х годов, когда началось возрождение часовой механики, многие не очень добросовестные производители охотно воспользовались этим определением, чтобы подчеркнуть качество своей продукции и создать впечатление, будто она целиком и полностью изготовлена в собственных мастерских. Из этой ловушки, подстроенной ими же самим, марки выползают медленно и с трудом, но что делать? Искушенного покупателя теперь вряд ли «накормишь» только одними словесными определениями. Теперь необходимо или быть честными и открыто признать использование покупных часовых механизмов, или, не жалея трудов и средств, создавать собственные.

Ближе всех к статусу «мануфактура» подходит фирма, самостоятельно конструирующая механизмы и изготовляющая все основные детали. Конечно, можно возвратиться к формально верному понятию «manus factum» («сделано вручную»), но это будет некорректно с точки зрения развития современного технологического процесса, когда в распоряжении часовых компаний находится новейшее производственное оборудование.

Не так давно в немецкой профессиональной прессе было высказано предложение: называть мануфактурами только небольшие предприятия, объединенные в «AHCI» («Академия Независимых Часовых Мастеров»). Но справедливости ради следует отметить, что и эти современные кабинотье не обходятся в своей работе без помощи современных станков и приборов.

Значение терминов меняется с ходом времени. Немногие часовые марки заслуживают сегодня звания «мануфактура». К их узкому кругу можно отнести фирму Chopard, которая за десять лет буквально на голом месте создала производство точнейших, технически безупречных часовых механизмов. Или традиционную марку Zenith, которая тридцать восемь лет тому назад изобрела и изготовила автоматический хронографический механизм, новаторская конструкция которого по сей день удовлетворяет все строжайшие требования к надежности и точности хода.

Современный анахронизм
Часовой механизм хронографа Grande Chronomaster от Zenith родился в то время, когда мало кто верил в будущее механических часов. С этой точки зрения, появление одного из самых востребованных на сегодняшний день хронографических калибров - самый настоящий парадокс. Он появился в 1969 году, как первый хронографический механизм с автоматическим заводом, и носил гордое и претенциозное имя El Primero («Первый»). Только несколькими неделями позже консорциум из четырех часовых фирм - Breitling, Heuer, Dubois-Depraz и давно переставшая существовать часовая фабрика Buren - представили свой автоматический хронограф: очень плоский автоматический механизм с микроротором. Этот механизм можно было за несколько минут превратить в хронограф, установив на нем при помощи трех винтов специальный модуль. Собственно говоря, созданный 38 лет назад, этот калибр так же далеко опередил свое время.

Zenith подарила часовому миру путеводную технику - классический встроенный хронограф с храповым механизмом и центральным ротором на шарикоподшипниковых опорах. Но это еще не все. Мастера швейцарской мануфактуры создали конструкцию часового механизма, баланс которого совершал невероятные 36 000 полуколебаний в час и этим заслужил прозвище «Schnellschwinger». Чрезвычайно высокая для механических часов частота колебаний (5 Гц) впервые позволила измерять механическим хронографом десятые доли секунды.

Модель Zenith из коллекции классических часов: хронограф Grande Chronomaster XT с функцией flyback и указателями даты, дня недели и месяца. Здесь - в корпусе из стали (диаметр 40 мм).


Двойная раскладывающаяся застежка с логотипом Zenith.


В задачу этой статьи не входит исследование причин, позволивших Калибру El Primero не только состояться, но и уцелеть во время «кварцевого кризиса», но сам факт, что мануфактура Zenith во многих современных моделях по-прежнему использует «Первый», название которого звучит исчерпывающе-лаконично и по-деловому: Калибр 400, говорит сам за себя. Относительно классических хронографов, которые, по словам шефа Zenith Тьерри Натафа, сегодня составляют почти половину коллекции, ни о каком другом калибре не может быть и речи: Калибр 400 и его модификации до сих пор высоко ценятся сведущими покупателями часов. Несомненно, что под сапфировым стеклом задней крышки модели Grand Chronomaster занят своей прецизионной работой родственник легендарного часового механизма.

Калибр 400 отвечает не только за показания времени, дня недели, даты, месяца и фаз Луны, за работу секундомера, но и за безупречное функционирование механизма flyback, которым также оснащен этот хронограф. Механизм flyback при нажатии на кнопку в положении «4 часа» при работающем секундомере возвращает стрелку хронографа к нулю без предварительного останова и немедленно, как бы «с разбега», снова запускает ее в путь. У всех часов, которые комплектуются знаменитым механизмом (кроме Rolex, механизм прежде использовали у Ebel и других часовых марок), производит впечатление легкая подвижность кнопок.

У часов Chronomaster кнопки имеют форму удлиненного овала, который хорошо подходит к стилю красиво закругленного со всех сторон стального корпуса и несколько вычурного посеребренного циферблата. На «личных» дополнительных циферблатах вращаются стрелки: малая секундная и 30-минутного счетчика, а вот стрелки 12-часового счетчика и указателя фаз Луны делят между собой циферблат, находящийся в положении «6 часов». Часовая и минутная стрелки огранены и отполированы до блеска так, что под яркими солнечными лучами они кажутся покрытыми темным лаком.

El Primero сегодня: автоматический мануфактурный хронографический механизм с храповым колесом; Калибр 4009; диаметр 30 мм, толщина 6,5 мм; 31 камень, 36 000 полуколебаний в час; запас хода около 50 часов.


Стрелки и накладные цифры выполнены из полированной стали; при неярком освещении они кажутся антрацитово-серыми и потому хорошо читаются. А вот стрелка указателя фаз Луны всегда отливает золотом.


Трехуровневый рант корпуса, толщина которого составляет 13,4 мм. На заводной головке изображен логотип марки.

Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/307