Статья о часах Van Cleef & Arpels
Термины grand feu, champleve и cloisonne позаимствованы из французского языка и обозначают способы эмалирования. Они очень часто применяются для создания самых красивых часовых циферблатов, которые когда-либо видел мир. Но что именно означают эти термины? Как эти методы эмалирования отличаются друг от друга? А как насчет тех, других редких случаев, когда встречаются циферблаты, изготовленные в технике flinque и grisaille? Искусству оформления циферблатов не одно столетие. 
A.-Lange-Sohne-Lange-1-Tourbillon-Handwerkskunst
Blancpain-Villeret-8-Days-Enamel-Dial
Во многих статьях, связанных с часовым искусством, легко пропустить терминологию, используемую для описания методов изготовления часов, связанных с эмалью или с чем-то иным. Но, учитывая, что эмалированный циферблат часто является самым уникальным и неповторимым среди остальных деталей в области высокого часового искусства, и самые престижные бренды Haute Horlogerie создают именно такие циферблаты, необходимо уделить внимание изучению специальных слов.
Breguet-7787-enamel-dial
Учитывая органическую природу материалов, а также методов их производства - ручной кропотливый труд опытного ремесленника - можно совершенно открыто заявить, что каждая модель с эмалевым циферблатом представляет собой уникальное произведение. Для большинства различия между циферблатом cloissoné (как, например, в часах Patek 5131G) и циферблатом champlevé (который можно увидеть на моделе Vacheron Metiers d'Art) отсутствуют. 
Breguet-Enamel-Cufflinks
Cartier-Ballon-Bleu-de-Cartier-39mm-Flying-Tourbillon-Blue-Flinque-Dial-Detail
Слово "эмаль" происходит от старонемецкого слова "smelzan", которое позже преобразовалось в «esmail» на старофранцузском языке. В современном языке слово "эмаль" имеет французский эквивалент "email " и английский эквивалент "enamel ". Аналогичным образом, термин «emaillage» является французским эквивалентом слова "эмалирование". Согласно Vacheron Constantin, "искусство эмалирования было изобретено восточными мастерами почти 4000 лет назад. С развитием часового дела в 17 веке Женева стала центром миниатюрного эмалирования Grand Feu для декорирования часов".
Champleve-engraving-of-the-sails1
enamel-dial-set
Надпись на циферблате "email" иногда провоцирует множество комментариев и вопросов от людей, которые путают его с английским словом "e-mail" (электронная почта). Эмаль в основе своей - это сплав стекла (диоксид кремния) с красителем (например, пигментом, обычно оксидом металла). Эти ингредиенты нагревают до их температуры плавления (800 – 1200 градусов по Цельсию), а затем расплавленную смесь оставляют, чтобы она охладилась и сцепилась с поверхностью металла. Это процесс повторного наслаивания: обжиг, охлаждение, и добавление нового слоя эмали. Процедура повторяется 4-10 раз, чтобы достичь конечного результата. Дизайн и цвета передаются самой эмалью, но иногда простая эмаль окрашивается сверху, с целью достижения желаемого внешнего вида.
enamel-firing
enamelling-on-top-of-the-foil
Компания Donze Cadrans SA (основана в 1972 году и приобретена группой Ulysse Nardin в 2012 году) дополнительно разъясняет: "Эмаль это мягкое стекло, которое состоит из диоксида кремния, сурика и соды. При смешивании с другими элементами, эмаль способна создать интенсивные оттенки с тонкой волшебной глубиной. К элементам, используемым для придания оттенка эмали, относятся железо, что создает серый цвет, хром, создает зеленый цвет, а также йод, который делает огненно-красный цвет. Когда эмаль нагревается до температуры 800-1200 градусов Цельсия, она сжижается и схватывается с металлом. Эмаль наносится на циферблат с помощью гусиного пера. Она должна наслаиваться медленно, чтобы создать соответствующую глубину для того, чтобы ее цвет достиг правильного оттенка".
filling-cloisons-with-enamel-powder
flinque-enamel-dial-in-process
Не существует единственной установленной формулы для разработки эмали, и как раз из этого и возникает "искусство". Эмальер может создавать бесконечное разнообразие цветов посредством смешивания различных комбинаций кремния и оксида металлов. На самом деле, процесс создания эмали является декоративно-прикладным искусством, которое от начала до конца требует огромного мастерства. Проблема с эмалью в том, что ее чрезвычайно трудно контролировать. На любом этапе производства эмалированного циферблата, она может треснуть, образовать воздушные или газовые пузырьки, которые впоследствии могут оставить крошечные отверстия, или в конечном итоге цвета могут просто не достичь оптимального оттенка.
flinque-enamel-dial-in-process-2
flinque-enamel-dials-going-into-the-kiln
В качестве награды за овладение этой деликатной процедурой предстает порой непостижимо прекрасный и уникальный циферблат часов, который обладает оттенком, который никогда не исчезает. Действительно, многовековые музейные экспонаты с эмалевым циферблатом сияют так же ярко, как и в тот день, когда они были созданы. Конечно, это также говорит о том, что если создание часов с эмалированным циферблатом завершено, их уже нельзя изменить - то есть, если достичь желаемого вида, эффекта или качества не удалось, ремесленник должен начать все с нуля.
hand-enamelling-painting-of-animal-motif
Hermes-Arceau_atelage-celeste
Каждая методика эмалирования по своей сути подобна другим, но имеет свои отличительные характеристики. В каждом отдельном случае требуется свой особый навык и точность. Наиболее часто встречаемые методики в мире высокого часового дела: Grand Feu, Cloisonné, Champlevé. 

Эмалирование Grand Feu обычно характеризуют как отдельную методику, хотя сам термин «Grand Feu», в переводе означающий «Большой огонь», на самом деле относится к сущности производства эмали. Мастер ремесленник не рисует кистью мотив непосредственно на циферблате, вместо этого он наносит несколько оксидов на циферблат из золота. Затем эмальер помещает диск несколько раз в огонь (800-900°С), чтобы рисунок и цвета постепенно проявились. Посредством эмалирования "Grand Feu" на циферблат наносится изысканный декор, который уже не может быть изменен. Среди известных часовых шедевров, декорированных Grand Feu: A. Lange Lange 1 Handwerkskunst Black Enamel Dial, Blancpain Villeret 8 Days Enamel, Jaeger-LeCoultre Duomère à Quantième Lunaire Enamel Dial, Piaget Altiplano “Skeleton Enamel”, Breguet Classique 7787 and Matching Grand Feu Enamel Cufflinks.
Jaeger-LeCoultre-Duometre-Enamel-Dial
Jaquet-Droz-paillonne-enamel-dialing-in-process
Cloisonné (в переводе - «перегородка») представляет собой еще одну методику эмалирования, в процессе которой контур рисунка на циферблате формируется посредством добавления на металлическом объекте перегородок ("cloisons" на французском языке) с помощью пайки, или с помощью нанесения на края рисунка серебряного или золотого провода или тонкой полоски. Их можно увидеть в готовом виде изделия, разделяющими различные отсеки эмали или вставки, которые часто выполнены из нескольких цветов. Объекты эмали Cloisonné разработаны на основе порошковой эмали, которую преобразовывают в пасту, и которая впоследствии должна быть подвергнута обжигу в печи. Примеры часов, декорированных в технике cloisonné: Vacheron Constantin cloisonné, Ulysse Nardin cloisonné.
Jaquet-Droz-Paillonne-Trio-2014
jaquet-droz-petite-heure-dragon
JLC-Master-Ultra-Thin-Grand-Feu
Мелкие полоски золотой проволоки диаметром 0,07 мм (не больше, чем человеческий волос) сгибают вручную и образуют контур с помощью плоскогубцев. Перегородки Сloisons придают изображению заметный уровень детализации. Как и в случае с другими процессами эмалирования, конечный вид циферблата создается через серию слоев и обжигов. Что касается циферблата cloisonné, цветные клетки могут быть заполнены и подвержены обжигу в печи пять или более раз перед окончательной отделкой и полировкой. Несколько прекрасных примеров эмалированных циферблатов с использованием технологии cloisonné: Patek Philippe 5131J, Ulysse Nardin Classico Amerigo Vespucci, Laurent Ferrier Galet Traveller.
JLC-Master-Ultra-Thin-Grand-Feu-Closeup
Laurent-Ferrier-Galet-Traveller-cloissone-enamel-dial-detail
Эмалирование Champlevé представляет собой технологию, в процессе применения которой срезается металл (с помощью резца), и в итоге образовываются выемки, заполненные эмалью. Затем изделие обжигается до состояния, когда эмаль превращается в сплав. При охлаждении поверхность объекта полируется.
Louis-Vuitton-Tambour-Twin-Chrono-Email-Grand-Feu-Dial
paillone-enamel-placing-of-foil
Техники champlevé и cloissoné противоположны друг другу. Если говорить в общем и в целом, методика champlevé представляет собой редуктивный процесс (т.е. вырезание или снятие слоя металла, чтобы создать эмалевые углубления). В то же время, методика cloisonné представляет собой аддитивный процесс (добавление небольших контуров из проводов поверх металлического основания для создания отсеков для эмали). Хорошим примером являются модели Vacheron Constantin champlevé.
Patek-Philippe-World-Time-5131J-Geneva-Unique-Piece
Piaget-Altiplano-Skeleton-Enamel-Cal-1200E
Метод flinque заключается в том, что эмаль наносят с помощью гусиного пера или кисти на циферблат, предварительно украшенный ручной гравировкой или гильоше. Эта операция эмалирования требует повторения (минимум 4 раза). Каждый этап включает обжиг в печи при температуре около 820 градусов. Когда толщина эмали оптимальна, поверхность имеет закругления. После окончательного обжига в печи, передняя часть циферблата проходит этап полирования, чтобы достичь окончательного блеска. Пример: Cartier Ballon Bleu Flying Tourbillon with Blue Flinqué Enamel Dial.
shaping-of-cloison-strips
Ulysse-Nardin-Amerigo-Vespucci-cloissoine-dial-rose-gold
Согласно Van Cleef & Arpels, техника Paillonné требует применения между двумя слоями эмали фольги - "paillon". Благодаря прозрачности эмали, посредством данной методики достигаются мерцающие отражения, а также блеск и яркость на циферблате. Часы Hermes выполнены с применением методики pailloné: Hermès Arceau Attelage Céleste. Однако существует и несколько иная интерпретация техники в исполнении Jaquet Droz, которые вместо слоев фольги на циферблат наносят декоративные "paillons": Jaquet Droz Paillone Enamel.
/Vacheron-Constantin-Grand-Feu-Champleve
vacheron-constantin-metiers-art-doves-enameling
vacheron-constantin-metiers-art-fish-1
Впервые разработанное для Van Cleef & Arpels, эмалирование Grisaille включает в себя работу с белыми пигментами на черном фоне. Чтобы достичь этого, металлическое основание сначала покрывают слоем черной эмали. Трудность заключается в получении глубокого, гладкого черного слоя без каких-либо примесей, который будет способен выдержать многочисленные обжиги. Более тонко измельченные зерна эмали, мельче, чем для традиционной эмали, смешивают со смесью, разработанной специально для техники Grisaille. 
vacheron-constantin-metiers-art-fish-close
vacheron-constantin-metiers-art-starfish-1
Изготовление часов Van Cleef & Arpels Pont des Amoureux Poetic Complications™. Белая краска, известная как "Blanc de Limoges", наносится толстым или тонким слоем, в зависимости от желаемого эффекта. Чем тоньше слой, тем более серым станет белый циферблат, так как черный цвет имеет свойство просвечиваться через прозрачный пигмент. Эмаль Grisaille сначала наносится с помощью кисти, затем на ней рисуют с помощью иглы. Металлический кончик иглы позволяет добиться в конечном изображении тонких контрастов игры света и тени. Обжиг привносит эффект магии к данной методике, открывая окончательный цвет, который совершенно отличается от предыдущего оттенка на циферблате. После его завершения, создается яркий и таинственный эффект архитектурного рельефа.
vacheron-constantin-metiers-art-starfish-close
vacheron-constantin-metiers-art-starfish-live
Теги: Cartier, Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/3225