Статья о часах Cartier

Пока в кинотеатрах идет новый марвеловский фильм «Черная пантера» Райна Куглера, а в Лондоне весь русскоговорящий бомонд собрался, чтобы полюбоваться розовой пантерой Ольги Ломаки на выставке «Pink Magic», мы не могли остаться в стороне от темы. Грациозная, игривая, смелая — пантера в тренде.

Поэтому для ювелирной рубрики мы выбрали Жанну Туссен, прославившуюся во Франции как «роковая пантера» Cartier. Креативный директор, икона бренда, она сыграла огромную роль в жизни знаменитого ювелирного дома. Благодаря Туссен Cartier вот уже более ста лет выпускает украшения и аксессуары линии PANTHÈRE DE CARTIER. Белое и желтое золото, ониксы, бриллианты и россыпи других драгоценных камней — стили, техники и подходы с годами меняются. А «дикая кошка» остается.

36965

Жанна Туссен родилась в 1887 году в маленьком городке в индустриальном районе Бельгии. Его прозвали «черной страной», поскольку здесь добывают уголь и производят сталь. Родители Жанны занимались производством кружева, поэтому, несмотря на бедность, в детстве ее окружали мода и красота. Но когда отец умер, мать вновь вышла замуж, и отчим начал приставать к Жанне и ее старшей сестре. Атмосфера в семье стала невыносимой, и девочки Туссен сбежали из дома: Жанна – в Брюссель, а Шарлотта – в Париж.

Жанне было тринадцать, когда она стала встречаться с мужчиной старше ее на 40 лет — графом Кенсона, французским аристократом и военным. Через три года пара переехала в Париж, но под давлением своего чопорного семейства граф оставил 16-летнюю Жанну, бросив ее на произвол судьбы в «городе огней».

Но у Жанны была сестра, и это спасло ситуацию. В Париже начала XX века — с его расцветом искусства, многочисленными кабаре, сигаретным дымом и бумом проституции — жизнь бурлила днем и ночью. Сестры Туссен быстро нашли себя в среде кокоток, богемных художников и дизайнеров. «Кокотка» в переводе с французского означает «курочка», так называли женщин, живущих на содержании поклонников.

Французских кокоток, как и японских гейш, от проституток в классическом смысле отличало то, что они были связаны с миром искусства: танцевали, пели, играли в театре, шили костюмы для сценических выступлений. Жанна занималась отделкой дамских сумочек, украшая их вышивкой, бисером и цепочками. Аксессуары от Жанны Туссен имели большой успех. Она была бойкой, задорной, с мальчишескими замашками и умела постоять за себя.

Но однажды в жизни Жанны появилась большая любовь. Туссен дружила с популярным иллюстратором того времени — Жоржем Барбье. В 1913 году Луи Картье, один из трех братьев Картье, унаследовавших ювелирную империю отца — Альфреда Картье, — попросил Барбье сделать плакат и приглашения для выставки наручных часов.

4744100_1054435

Часы были выполнены в технике паваж с орнаментом из оникса и бриллиантов и нуждались в особенном представлении благородной публике. Именно эти часы с абстрактным узором положили начало эпохи знаменитой пятнистой линии «Пантера» дома Картье. А акварельный рисунок, выполненный Барбье, положил начало новой жизни для Жанны: на плакате иллюстратор изобразил юную Туссен с длинной ниткой жемчуга, ниспадающей до пят. У ее ног лежала пантера. Луи Картье, в свою очередь, влюбился и в плакат, и в Жанну.

Удачная акварель Барбье еще долгое время использовалась в рекламных кампаниях марки, а пантера впоследствии стала не только главным символом Cartier, но и самой Жанны. Луи Картье любовно называл ее «моя маленькая пантера», намекая на ее непокорный нрав и энергию. Жанна была в восторге от этого милого прозвища и всего, что связано с дикими животными. Ее квартиру украшали шкуры, привезенные из путешествий и подаренные поклонниками.

К счастью, романтические чувства не помешали 40-летнему, недавно разведенному Луи Картье не только разглядеть в Туссен обворожительную женщину, но и интуитивно почувствовать в ней профессионала: он пригласил ее работать на себя, и в 1916 году Туссен присоединилась к дому Cartier в качестве руководителя отдела «Аксессуары».

Жанна трудилась, не покладая рук. Роскошные аксессуары, выполненные под ее руководством — сумочки, дорожные несессеры, портсигары, пудреницы из дорогих металлов, усыпанные драгоценными камнями, – не только отвечали последним тенденциям моды, но и опережали ее, при этом оставаясь функциональными и удобными. Жанна отлично понимала потребности женщин.

Благодаря Туссен на сумочках Cartier появились специальные крепления для шарфа, а отдельные модели сумок стали выпускать с длинной ручкой, позволяющей носить их на плече. К тому же она придумала более вместительные дамские сумки, в которые можно было положить, например, книгу, а не только пудреницу. Это было революционно!

Но любовная линия Луи Картье и Жанны Туссен, вопреки сильным взаимным чувствам, не смогла увенчаться браком: и снова из-за семьи жениха, резко возражавшей против неравного союза. Луи женился на венгерской аристократке, и в итоге не обрел счастья в браке. А Жанна много лет спустя вышла замуж за барона, который таки пренебрег мнением очередной несговорчивой семьи.

Однако личная история не отразилась на профессиональных отношениях Картье и Туссен. В 1933 году Луи Картье, уезжая из Парижа в Будапешт со своей новой супругой, назначил Жанну креативным директором ювелирных изделий Cartier, то есть фактически передал ей руководство парижским отделением марки.

На этом посту Жанна оставалась вплоть до 1970-х. Благодаря ее смелым дизайнерским идеям и умению находить подход к именитым клиенткам ювелирный дом процветал, и среди его преданных поклонниц значились Грейс Келли, Мона Уильямс, Уоллис Симпсон, Барбара Хаттон, принцесса Нина Ага-хан.

cartier-05-01

Туссен серьезно повлияла не только на модели сумок, но и на креативную линию ювелирного дома. Она экспериментировала с металлами, ввела моду на желтое золото, а в 1930-х ушла от абстрактного дизайна в сторону фигуративности. Смена курса ознаменовалась оригинальной серией брошей в виде черных лаковых жуков. Позже появились прекрасные стрекозы, божьи коровки, розовые фламинго и райские птицы.

В 1941 году, во время Второй мировой войны, с подачи патриотки Туссен была создана «птица в клетке» — брошь, выполненная как символ протеста Франции против немецкой оккупации. Жанна поставила брошь на главную витрину магазина, а проходящий мимо гестаповец заметил вещицу и раскусил подтекст. За эту отчаянную выходку Жанна оказалась под стражей, а ее жизнь — в опасности.

Лишь благодаря большим усилиям и связям Коко Шанель (близкой подруги Жанны) ей удалось избежать наказания гестапо. В 1945-м, по окончании войны, Туссен заказала выпуск второй символичной броши: на этот раз двери клетки были распахнуты, а птица, символизирующая непокорную Францию, — на свободе.

Однако самой знаменитой серией украшений Cartier, неразрывно связанной с Жанной Туссен, стала серия «PANTHÈRE DE CARTIER». История этой линии развивается уже более века. За часами с пятнистым орнаментом, выпущенными Луи Картье в 1914 году, последовала роскошная сумка-цилиндр Vanity Case. Картье заказал этот легендарный аксессуар в 1919-м специально в подарок для любимой Жанны. На крышке сумки красовалась черно-белая кошка.

А в 1925 году иллюстратор Поль Жуве, известный своей серией рисунков к «Маугли» Киплинга, создал для дома Cartier эскиз пантеры, которая ожила в самых разнообразных изделиях марки. Поначалу пантера была плоской, но в середине XX века обрела формы: в 1948 году ювелирный дом выпустил для графини Виндзорской впечатляющую трехмерную золотую пантеру, восседающую на большом изумруде.

34942

На протяжении десятилетий работы в Cartier Жанна следила за тем, чтобы ее любимый символ процветал. Знаменитости всего мира носили и продолжают носить украшения и аксессуары со львами, бенгальскими тиграми и другими дикими кошками Cartier.

В 2014 году ювелирный дом с размахом отметил столетие линии «PANTHÈRE DE CARTIER», представив впечатляющую серию из 56 геометричных колец, браслетов и колье, в которых прошлое филигранно и с блеском переплелось с настоящим. И каждое из этих предметов хранит в себе дух и энергию «роковой пантеры» Cartier — Жанны Туссен.

 

 

Теги: Cartier, часы с бриллиантами, швейцарские часы
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/5200