С того дня, как роскошные часы перешли из нишевого сегмента в массовый, все хотят носить Rolex на запястье. Это часы действительно являются одними из самых востребованных на планете, но только самые верные фанаты и поклонники Rolex знают, что настоящие шедевры Rolex — это те, которые не рекламируются и не выставляются на всеобщее обозрение. Их называют часами вне каталога.
Возможно, это самый высокий уровень коллекционирования часов Rolex, которого можно достичь. Потому что это высший эшелон высокого часового искусства Rolex, где находятся некоторые из самых великолепных, фантастических — и порой экстравагантных моделей. Такие модели, как легендарные Rainbow Cosmograph Daytona, Leopard Cosmograph Daytona, Eye of the Tiger, SARU, специальные выпуски Day-Date с арабскими циферблатами, усыпанные рубинами багетной огранки, изумрудами или сапфирами, и многие другие.
Помимо того, что эти часы являются лучшими часами Грааля для многих поклонников Rolex, у них есть еще одна общая черта: они олицетворяют собой лучшее из опыта Rolex в области закрепки драгоценных камней и геммологии. Хорошая новость заключается в том, что Rolex все свои часы с драгоценными камнями инкрустирует одинаково качественно, будь то полностью украшенная внекаталожная модель или классическая повседневная модель с небольшой долей шика.
Немного углубимся в детали. Оправа драгоценных камней — это древнее ремесло, сравнимое со многими квинтэссенциальными ремеслами, такими как эмалирование, гравировка и гильоширование. Французы называют это sertissage, и, как и в случае с другими формами ремесел, оно охватывает целый ряд различных техник. В часовом деле, и в частности в Rolex, есть два основных направления, а именно оправа драгоценных камней и геммология, которые звучат похоже по названию, но на самом деле относятся к совершенно разным навыкам.
Геммология — это наука о драгоценных камнях, и геммологи, которые выполняют эту работу, отвечают за проверку и отбор камней, тщательно проверяя каждый из них на предмет мельчайших дефектов. Rolex имеет чрезвычайно строгие критерии качества, которые принимают только натуральные камни высочайшего качества. Будь то бриллианты или сапфиры, рубины или изумруды, они должны пройти ряд строгих процедур проверки.
Действительно, геммологи Rolex имеют в своем распоряжении ряд аналитических инструментов, некоторые из которых были специально разработаны для Rolex, которые могут изучать каждый камень вплоть до молекулярного уровня. Подробная информация о химическом составе камня дает геммологам все, что им нужно знать о его чистоте и качестве. Например, бриллианты систематически проверяются с помощью рентгеновского сканирования для подтверждения их подлинности. Это, несомненно, очень точная наука, но геммологи Rolex также обращаются к своему собственному опыту для оценки драгоценных камней, сравнивая их с набором сертифицированных эталонных камней, чтобы гарантировать как красоту, так и постоянство.
Здесь задействовано несколько, иногда противоположных, факторов. В Rolex бриллианты всегда оцениваются невооруженным глазом. Способность геммолога распознавать бесцветный камень всегда вызывает восхищение и удивление у любителей ювелирных изделий и драгоценных камней. Принимаются только бриллианты с оценками D, E, F и G, поскольку это четыре наивысших оценки по цветовой шкале Геммологического института Америки. Первые три буквы считаются бесцветными, а G — лучшая оценка в диапазоне почти бесцветных. Важно отметить, что производитель ценит однородность по размеру, бесцветность и чистоту бриллиантов, используемых во всех его часах.
С другой стороны, критерии кардинально меняются, когда дело касается цветных камней, таких как сапфиры, рубины и изумруды. Теперь вместо бесцветности геммолог ищет интенсивность и насыщенность, пытаясь выбрать самые яркие оттенки во всех цветах радуги. С цветными драгоценными камнями бренд уделяет особое внимание тому, чтобы все камни в данных часах были одного оттенка, и чтобы те, которые будут установлены в хроматической последовательности, образовывали гармоничное целое. Это требование выполняется посредством тщательного процесса сортировки, выполняемого вручную, камень за камнем, в мастерских Rolex.
Rolex принимает только самые прозрачные натуральные драгоценные камни и только IF, или внутренне безупречные, бриллианты для своих часов, что по сути является высшей категорией на шкале оценок в геммологии.
Тем не менее, многое из того, что геммолог может различить, наблюдая за камнем, связано с его огранкой, которая является результатом мастерства огранщика. Идеально ограненный камень позволяет свету проникать под всеми прямыми углами, тем самым выдавая максимальный блеск. Его общая симметрия и форма его граней, наряду с количеством граней, определяют, как человеческий глаз воспринимает его истинный цвет и чистоту. Действительно, в очень хорошо ограненных бриллиантах даже можно уловить намек на радужные оттенки, когда они сверкают под светом.
После того, как геммологи выполнили свою часть работы, наступает время для оправщиков драгоценных камней творить свое волшебство. Это в равной степени наука и искусство, потому что все сводится к оправщику и камню, которым помогают только ручные инструменты. Полировщики, инструменты для камней, инструменты для загиба когтей, резчики, зажимы, толкатели и боры — все по очереди закрепляет драгоценный камень для часов. Оправщики драгоценных камней Rolex проделали феноменальную работу, особенно с такими великолепными образцами, как GMT-Master II SARU с сапфирами и рубинами трапециевидной огранки, а также бриллиантами, или одним бриллиантом треугольной огранки на 12 часах. И это всего лишь одна из вариаций знаменитых часов Rolex SARU.
Другие ошеломляющие драгоценные камни GMT-Master II включают черный сапфир и бриллиант SANR, а также синий сапфир и бриллиант SA, некоторые из которых также поставляются с полностью бриллиантовым циферблатом, корпусом и браслетом. Модели с изумрудами встречаются крайне редко. Известно, что Rolex использует их в часах, таких как Day-Date 40 с трапециевидными изумрудами с багетными бриллиантовыми и изумрудными индексами, дополняющими циферблатом с полным бриллиантовым паве.
Оправщик тесно сотрудничает с дизайнерами, которые привносят эстетическую утонченность в часы, а также с инженерами по корпусам и браслетам, которые избирают оптимальный подход к размещению камней. Чтобы понять, насколько щепетильны Rolex в своих часах с драгоценными камнями, стоит обратить внимание, как идеально камни занимают каждую часть звена браслета или как аккуратно они выстраиваются на безеле, не оставляя абсолютно никаких пустых мест. Это происходит потому, что оправщик, дизайнер и инженеры работают в унисон, чтобы определить точное количество металла, необходимое для удержания каждого камня на месте. Допуски Rolex составляют не более двух сотых миллиметра — это около четверти диаметра человеческого волоса!
Как только оправщик определяет, где должен быть установлен определенный камень, его осторожно подбирают и помещают в металл, который затем осторожно проталкивают по краям камня, чтобы закрепить их на месте. Мастерство оправщика проявляется в способности выбрать подходящий инструмент, развернуть его под правильным углом и приложить ровно столько силы, сколько нужно — и затем повторять все это до 3000 раз в некоторых случаях. Это очень тактильный процесс, в котором прикосновение мастера по установке драгоценных камней имеет первостепенное значение в изготовлении часов. Последний шаг здесь — полировка металлических зубцов, чтобы усилить великолепный блеск часов.
Некоторые распространенные методы, предпочитаемые Rolex, включают установку бусинок. В этом случае используемые камни всегда представляют собой круглые бриллианты бриллиантовой огранки, удерживаемые тремя-пятью небольшими металлическими зубцами в форме бусинок. Это похоже на установку крапанов, но установка крапанов, как правило, используется для более крупных камней и имеет более длинные зубцы, при этом обнажая большую часть камня. Rolex также использует закрытую установку, особенно для индексов бриллиантов, наряду с канальной или багетной закрепкой, которая обычно сочетается с камнями багетной или трапециевидной огранки. Эта потрясающая техника демонстрирует ряды драгоценных камней, выровненных бок о бок без какого-либо металла между ними.
Rolex с драгоценными камнями затмевают всех, когда они появляются. Ведь они сверкают с такой интенсивностью и блеском, что подтверждают высокий уровень мастерства, вложенного на каждом этапе их создания.