Подобрать часы
Подобрать часы
Укажите референс или название модели, например: Daytona
Запомнить

История не того парашюта

Статья о часах Breguet
Успешная коллекция Бреге La Tradition в 2007 году была расширена и теперь включает новую модель с автоматическим заводом - настоящий «подарок дизайнера» всем любителям часов и тем, кого волнует эта всемирно известная Традиция.

После огромнейшего успеха первой модели La Tradition, представленной в 2005 году, Бреге, как и было обещано, возвращается к этой коллекции, которую расширили и разнообразили в соответствии со всеми пожеланиями поклонников бренда.

  По словам Николаса Хайека (глава Breguet), «в этой коллекции мы попытались сохранить нашу традицию и технические качества и, в то же время, у нас родились значимые новые идеи, такие как: новые часы, новые материалы и бесконечная красота».

На BaselWorld 2006 нам посчастливилось увидеть две новые, захватывающие модели. Первая - Ref. 7027 - новая трактовка основной модели представлялась отдельно от остальных благодаря корпусу из белого золота (вариант в жёлтом золоте также продолжает изготавливаться). Вторая, абсолютно новая модель Ref. 7037, которой суждено быть замеченной многими коллекционерами и поклонниками мануфактуры. Она представляет  собой новинку совершеннейших технических свойств - модель с автоматическим заводом. Конечно, многие скажут, что это вряд ли сногсшибательная новость, ведь в наше время в мире существуют миллионы часов с автоматическим заводом. Тем не менее, в этой модели присутствует нечто действительно интересное: исторически согласованная переработка первых механизмов, оборудованных этой системой, которая среди всех прочих, также была первым технологическим успехом великого Авраама-Луи Бреге.

Perpetual история

Для создателя точная настройка perpetuelle (известных сейчас, как часы с автоматическим заводом) была результатом многих годов интенсивных исследований. Что необходимо упомянуть по этому поводу: в первом обзоре изобретений, содержащемся в созданном в 1796 году документе,  Бреге отмечает 25-летие начала своего изучения и работы по этой теме (то есть приблизительно 1771 год).

Проблема, которую он хотел решить была настолько же простой, насколько и амбициозной: изобрести систему автоматического завода часов без помощи ключей или внешнего вмешательства. Как было ему свойственно, Бреге никогда не заявлял о правах на идею или слово perpetuelle, на самом деле принадлежащих немецкому иезуиту XVII века.

История повествует, что часовщик Авраам-Луи Перреле (1729-1826 гг) уже создал серию карманных часов, оборудованных автоматическим заводом с центральным ротором, вращающимся на 360 градусов, в 1770 году. В действительности, как бы там ни было, эти хронометры никогда не переходили экспериментальную стадию - энергии, которую они производили, было недостаточно для надежного их функционирования. По существу, Бреге не остановился на реизобретении заводного устройства, которое, на самом деле, уже было изобретено. Он работал над ним до тех пор, пока он действительно не заработало эффективно и надежно.

Его система основывалась на принципе шагомера или земного притяжения. Механизм был разработан так, чтобы заводиться в то время когда их владелец шагает. Колеблющийся груз (ротор),  который в то время был арочной формы и выполнялся из платины, оборудован пружиной, которая возвращала его в исходное положение после каждого движения. Этот груз закручивал пружину, содержащуюся в каждом барабане, и останавливался только тогда, когда пружина была полностью заведена. Ее завода (запаса энергии) хватало на полных 60 часов, что можно было увидеть на индикаторе, находящемся на циферблате.
 

На фото экстраординарные «Perpétuelle à Répétition, Echappement Libre» №15, проданные в 1793 году (сегодня их стоимость превышает 300 000 €) . Часы содержат четвертной репетир с механизмом в 21 линию, имеют трехчетвертную платину и платиновый ротор арочной формы, который работает на двух барабанах, и основан на так называемой системе шагомера

 
Отсутствие официальных документов, которые были редкостью вплоть до 1787 года, не позволяет нам точно определить дату, когда Бреге внес свой последний штрих в perpetual, часы с колеблющимся грузом, но наиболее точно можно сказать так: где-то между 1775 и 1779. В любом случае, Бреге начал продавать свои часы «perpetual» в 1780 году.

Одни из первых, если не самые первые, часы были предположительно проданы герцогу Орлеанскому, кузену короля. Филипп Эгалите, как его позже стали называть, «разрекламировал» часы в королевском обществе. Очень колоритный персонаж: один из самых богатых людей Франции своего времени, во время Великой французской революции примкнул к революционером, отказался от титула и принял фамилию Элигате (фр. равенство). За предательство его сына идей революции был приговорен к гильотине. Перед гильотиной Филипп потребовал две бутылки шампанского и взошёл на эшафот с совершенным бесстрашием. Ненавидевшие его роялисты отметили: «Жил как собака, а умер, как подобает потомку Генриха IV».

Вернемся к Бреге. На протяжении всего времени работы он продолжал без устали усовершенствовать свои знаменитые часы с автоподзаводом, которыми он чрезмерно и заслуженно гордился (он сделал и продал приблизительно 60 экземпляров). Кстати, огромным подспорьем для коллекционеров всего мира является впечатляющий труд «Breguet (1747-1823)» вышедший в 1921 году и принадлежащий перу известного коллекционера и историка Сэра Давида Лионеля Голсмид-Стерна Саломонса (David Lionel Goldsmid-Stern Salomons) (1851-1925), запечатлившего не только биографию великого мастера но и подробно перечисливший все проданные Breguet часы: кому, когда за сколько проданы и прочую информацию. Приведем фрагмент страницы этого труда.
 
Фрагменты книги Сэра Давида Лионеля Голсмид-Стерна Саломонса «Breguet (1747-1823)»

 
Это долгое историческое отступление необходимо для полного понимания культурной ценности часов La Tradition Ref. 7037. В них использована характерная арочная форма ротора, которую можно найти в моделях XIX века и которая включена в базовый калибр 507DR (становится 505SR в часах с автоподзаводом). Кроме того, естественно они содержат набор интригующих конструкционных особенностей, которые уже были использованы в версии с ручным заводом.
 
Об одном из них давайте поговорим подробнее.
 
Зачем часам парашют
 
В середине 20-го века часовщики часто должны были удалять и заменять баланс вместе с его спиральной пружиной по причине поломки одного из штифтов на концах опоры баланса. Поэтому нормальным стало изготовление производителями готовых к установке модулей для часовых Калибров. Каждый модуль состоял из баланса и его пружины, предохранительного штифта, вала и колеса спуска. Проблема центрировалась в опорах штифтов баланса. Опора баланса, изготовленная из закаленной и поэтому хрупкой стали, сужается с обоих концов, формируя штифты, которые вращаются вперед и назад внутри смазанного места посадки камня. Чтобы минимизировать трение, эти штифты должны быть круглыми, отполированными и как можно более тонкими. В тоже время их тонкость делала их уязвимыми. Если часы пострадали вследствие резкого удара или падали на пол, один из штифтов баланса ломался почти наверняка.
 
Заготовка для оси баланса. Справа и слева - два штифта опор баланса

 
Эта проблема так же стара как и сам баланс. Изобретенный Робертом Хуком (Robert Hooke) в 1658 году и независимо «переизобретенный» Кристиааном Хуйгенсом (Christiaan Huygens) в 1675 году баланс является естественно вращающимся маятником. Комбинация баланса и балансовой пружины, который были разработаны на основе этих первых балансов, была ключом к созданию чрезвычайно точных часов, которые должны верно указывать время, даже болтаясь на палубе корабля в море. Было очевидно, что часы должны обладать некоторым видом амортизационной защиты. Проблема заключалась в штифтах опоры баланса. Оси шестерней в механизме также имели штифты на концах, но они были более крепкими и редко ломались даже после нескольких ударов.
 
Слева - колесо баланса на оси; справа - штифт опоры баланса

 
Авраам-Луи Бреге не мог не обратить свой изобретательный ум на проблему амортизации опоры баланса. Бреге боялся, что удары и вибрация, производимые ротором его «perpetuelle» автоматического механизма, могут нарушить изохронность (равномерность хода) баланса и стать причиной поломки штифтов опоры баланса. Итак в 1790 году он стал продавать часы с разработанной им системой амортизации опоры баланса, которой он дал имя «parachute». Важно помнить, что это слово на тот момент было неологизмом и в буквальном смысле означало «против падения». Парашют в современном смысле слова был изобретен лишь спустя столетие.

В первом варианте Бреге создал остро конические штифты, которые опирались на большой и абсолютно не проницаемый камень (рубин) со сферической выемкой. Этот камень удерживался продолговатой листьевидной пружиной таким образом, что он мог отклоняться вверх в случае удара и затем возвращался в свою прежнюю позицию под давлением пружины. В случае бокового удара штифт мог скользить вдоль внутренней стенки отверстия, тем самым выталкивая камень вверх, и затем автоматически рецентрировался. Дальность перемещения камня могла быть настроена с помощью микрометрического винта, расположенного на конце листьевидной пружины. Чтобы ограничить движение опор баланса Бреге, вставил диск перед обоими штифтами: если удар сотрясал часы, эти диски могли ударять внутренние поверхности моста баланса или платину. Но основная сила бокового удара все еще оставалась недостаточно поглощенной. Поэтому Бреге придумал улучшенную версию своего часового парашюта.
 
Слева - парашют Бреге; справа - карманные часы (1824 г.) с парашютом

 
 
Механизм середины 19-го века с парашютом Бреге

 
Улучшение пришло с притуплением концов штифтов опоры баланса и разрешением каждому штифту вращаться внутри отверстия, просверленного насквозь в камне. Бреге накрыл каждое место для посадки камня конечным камнем, который он прикрепил к концу пружины. Эта пружина располагалась сбоку и поглощала вертикальные и боковые удары.
 
Парашют Breguet в современной истории коллекции Tradition - модель 7027

 
Гениальность Бреге заключается в частности в обширности его талантов - он никогда не зацикливался только на технологических вопросах. Он широко известен как своими дизайнерскими решениями, так и новаторскими коммерческими приемами. Интересную легенду, касающуся изобретения парашюта, приводит в своей книге «Breguet (1747-1823)» вышеупомянутый Сэр Саломонс:

«...It is said that Breguet was at a reception given by Talleyrand when he took his watch and dropped it on the ground. Talleyrand called out "Ce diable de Breguet veut toujotirs faire autrement que mieux," and to the astonishment of the company, on picking up the watch it was found uninjured...»  BREGUET. (1747— 1823) стр. 15 - London, 1921 SIR DAVID LIONEL SALOMONS.
 
Рассказывают, что когда Бреге был на приеме у Талейрана (Шарль Морис де Талейран-Перигор - французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел), он на глазах собравшейся публики бросил свои часы на пол. Талейран воскликнул: "Этот дьявол Бреге всегда хочет сделать что-нибудь еще лучше". К удивлению всех присутствующих поднятые часы оказались неповрежденными.
 
Чтобы в полной мере оценить эффект от такого трюка, необходимо помнить что в то время изготовление часов было крайне сложным занятием, а сами хронометры стояли целые состояния.
 
Однако, автоматические механизмы не использовались широко в карманных часах. Эти часы проводили большую часть своей жизни в относительно неподвижном состоянии, не покидая пределов кармана жилетки. Поэтому их пружина не получала достаточно энергии от движения того, кто эти часы носил. Это означало, что их хозяин вынужден был заводить их вручную. Автоматические механизмы Бреге, как это очень часто бывает с гениальными изобретениями, опередили свое время и были благополучно забыты, также как были забыты подобные механизмы, независимо разработанные другим выдающимся часовщиком - Авраамом-Луи Перреле (1729-1826). Противоударные системы в этих заводных механизмах были преданы забвению.

В течение 19-го столетия несколько французских часовщиков пытались скопировать и улучшить парашют Бреге, но карманные часы просто не нуждались в такой системе. Сегодня компания Бреге собирает модернизированную версию парашюта в малых количествах для автоматических часов коллекции La Tradition, о которой мы и хотели Вам рассказать. Их новый амортизатор использует тот же вид полукруглой горизонтально расположенной пружины, добиваясь максимально возможной схожести с оригинальным концептом изобретателя. Естественно, что эта конструкция стоит намного больше, чем обычный амортизатор.
 
Механизм модели 7027BA/11/9V6

 
Нельзя также не упомянуть уникальное, матовое декорирование механизма La Tradition, более известное как grenaillee (фр. - «гранулированный») или frosted guilt  (англ. - «матовая позолота» или «замороженная позолота»), выделяющееся своей неизменной естественностью и правильностью. Эта искусная техника, которая в отличии от всех прочих не требует использования ртути (необходимой, чтобы добиться эффекта во времена Бреге), и, в то же время, гарантирует абсолютную идентичность конечного продукта со своим аналогом девятнадцатого века.

Общее качество, оригинальность, имея в виду термины механики, и ограниченный выпуск, все это делает эти часы отличным вложением для коллекционеров. Всегда осознавая что - как говорит сам старина Хайек - «эти часы действительно и бесспорно очаровательны».
 
******На часы Breguet Tradition действует специальное предложение!******
 
После великолепной критики и коммерческого успеха, который сопровождал ее презентацию на BaselWorld 2005, La Tradition Breguet расширяет свою коллекцию часами с автоподзаводом. Отметьте, пожалуйста, наличие ретроградной секундной стрелки на циферблате модели с автоподазводом, которая заменила индикатор запаса хода на модели с ручным заводом

 
Упрощенная до минимума и снабженная большим сапфировым стеклом, тыльная сторона корпуса позволяет наблюдателю увидеть утонченную обратную сторону Калибра Breguet 507DR с ручным заводом. Пожалуйста, обратите внимание на индикатор запаса хода в правом верхнем углу фотографии, также присутствующем на циферблате часов

 
Механизм часов La Tradition с ручным заводом в белом золоте декорирован современной версией ртутной отделки 19-го столетия. Более известное как grenaillée или frosted gilt, декорирование имеет очаровательную правильность и единообразие, в чем можно убедиться на этой фотографии. Крупный план механизма запаса хода, который распологается на обоих сторонах корпуса

 
Автоматический Калибр Breguet 505SR в основнм базируется на предыдущей версии с механизмом ручного завода. Пожалуйста, обратите внимание на большой центральный ротор из желтого золота характерной арочной формы, который мастер всегда предпочитал выполнять из платины для карманных часов начала 19-го столетия с целью увеличения инерции массы (который не вращался, но использовался как маятник) и увеличения функционирования

 
Характерная отделка cannellé средней части боковины корпуса сегодня остается одной из отличительных черт продуктов Breguet

 
*** На часы Breguet Tradition действует специальное предложение! ***
 
Иван Гопей, специальный материал для ресурса LuxWatch.ua
 
При подготовке материала использованы публикации в европейской прессе, в частности:
  • Материал Paolo Gobbi в L’Orologio Haute Horlogerie 1 - April 2007
  • Статья «Shock Jocks» Lucien F. Trueb в WatchTime October 2007
  • Книга David Lionel Goldsmid-Stern Salomons «Breguet (1747-1823)» 1921 года и др. материалы
Любое использование материалов этой статьи разрешается исключительно при условии наличия активной ссылки на ресурс LuxWatch.ua
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/668

Новости бренда

2013 Веб дизайн. Разработка сайтов. Харьков. Украина Разработка сайта