Статья о часах Vacheron Constantin
Одним из условий изготовления уникальных экземпляров по индивидуальным заказам в Atelier Cabinotiers Vacheron Constantin является полная конфиденциальность процесса и результата. Фото часов не публикуют в официальных релизах компании, их не выставляют на витрины, о них не пишут на форумах, по сути, публика даже не должна знать о существовании таких часов. И только благодаря любезному согласию самого клиента Atelier Cabinotiers мы сейчас можем познакомиться с проектом Philosophia – часов, которые не показывают время, а рассказывают о времени. 

Впрочем, желание поделиться чем-то исключительным – это естественное чувство владельца piece unique, даже более понятное, чем хвастовство приобретением пусть и престижного, но серийного экземпляра. Ведь в данном случае человек демонстрирует не статус или уровень дохода, он делится частью настоящего искусства.

Когда этой осенью московский бутик Vacheron Constantin в Столешниковом переулке отмечал 5-летие, в специальной экспозиции по случаю юбилея были представлены не только новинки Женевского салона, но и еще одна модель, вышедшая из Atelier CabinotiersPegasus, также любезно предоставленная владельцем. Впрочем, Pegasus, созданную на основе калибра 2460, уже хорошо знакомому по другим коллекциям Vacheron Constantin Metiers d’Art Les Masques и 4 Seasons, в первую очередь выделяет изготовленный на заказ уникальный циферблат, изображающий летящего Пегаса.

Тогда как Philosophia демонстрирует весь спектр возможностей ателье компании: начиная от оригинального замысла, который потребовал разработки индивидуального корпуса, механизма и циферблата.
 
Vacheron_Constantin_Photo_Philosophia_Double

«В конечном счете, ты достигаешь момента, когда хочешь иметь то, чего нет у других», - объясняет суть своей работы Доминик Берна, руководитель специального подразделения Vacheron Constantin, носящего историческое название Мастерская Кабинотье (Atelier Cabinotiers) – по сути, продолжающего традицию, с которой началась история компании.

Мастерская была основана в 2006 году, через год после празднования 250-летнего юбилея Vacheron Constantin, в честь которого мануфактура представила сложнейшие из современных часов: Saint-Gervais, Tour de l’Ile и, конечно Esprit des Cabinotiers. В последних искусство часовых мастеров в равной мере соединилось с искусством граверов и ювелиров, а часы стали безусловной данью восхищения трудом «кабинотье» - женевских мастеров XVIII века. Atelier Cabinotiers и возникло как логичное продолжение этой идеи: создания своеобразной лаборатории абсолютной кастомизации, в которую может обратиться клиент компании с любой просьбой, начиная от изготовления версии модели из регулярной коллекции с особым цветом циферблата до разработки исключительного, не имеющего аналогов механизма.

Надо сказать, «кабинетный» труд всегда составлял особую гордость Vacheron Constantin, даже во времена технического и машинного прогресса: например,  одни из самых сложных карманных часов за все время своего существования Vacheron Constantin создала по специальному заказу для короля Египта Фуада I в 1929 году. Сплит-хронограф кроме вечного календаря был оснащен большим и малым боем, а корпус эмальер украсил королевским гербом. Даже самые лучшие модели, выпускаемые фабрикой, не могли сравниться с подобными произведениями искусства для особо привилегированных заказчиков.

Что уж говорить про наше время, когда слово «индивидуальность» по своей притягательности и значимости, даже перевесило факт богатств мира сего и принадлежности к знатному роду. Конечно, эксклюзивность предполагает определенную закрытость. Заказчик Philosophia согласился предоставить эскизы, чертежи и фотографии своего экземпляра, но пожелал остаться анонимным. Также не разглашается и цена часов – по мнению экспертов, знакомыми с работой ателье Кабинотье, она составляет не меньше миллиона долларов.
 
Photo_Kauffmann
Креативный директор Atelier Cabinotiers Венсан Кофман за работой
 
Photo_Kauffman_Plan

Без стрелок
Philosophia появилась на свет там же, где рождаются все творения Atelier Cabinotiers — на листе бумаги в кабинете креативного директора ателье Венсана Кофмана. Первые эскизы корпуса и циферблата новых часов здесь принято создавать при непосредственном участии заказчика, параллельно с обсуждением общего замысла и деталей его реализации. Изначально подразумевалось, что Philosophia станет чистым выражением бега времени — времени, лишенного оков из часов и минут, но при этом пойманного в клетку турбийона, за беспрестанным вращением которой можно было бы наблюдать сквозь окно в пустом циферблате. Стрелок у часов не должно было быть вовсе; за индикацию точного времени отвечал один лишь минутный репетир.

Поработав над эскизом, Кофман предложил чем-нибудь уравновесить крупный турбийон — и нарисовал рядом с ним индикатор фаз Луны, отлично вписавшийся в общую концепцию; бег планет по орбитам — процесс естественный, не нуждающийся в человеке и придуманных им единицах измерения. После дальнейшего обсуждения проект все-таки решили дополнить одной центральной стрелкой, делающей полный оборот за сутки — в качестве намека на первые карманные часы XVI века, показывавшие только час.
 
Первые эскизы


Базой для Philosophia стал самый сложный на сегодня механизм Vacheron Constantin - калибр 2755 с ручным заводом, который в свою очередь является прямым потомком калибра 2750 уникальных часов Tour de l’Ile, прогремевших на презентации 2005 года, в 250-летний юбилей мануфактуры. Суммарные 16 компликаций Tour de l’Ile сделали эту модель самыми сложными наручными часами, когда либо выпущенными фабрикой Vacheron Constantin.
 
На основе эскизов были созданы 3D модели корпуса
 
 
Затем из цельного слитка золота был выточен корпус для Philosophia
 


Центростремительная альтернатива
Кроме крайне высокой сложности калибр 2755 примечателен уникальным устройством, управляющим боем репетира. Оно получило название «центростремительный регулятор». Это устройство обеспечивает равномерность ударов молоточков по гонгам, когда репетир последовательно отбивает часы, четверти часа и минуты. Без подобного регулятора бой сливался бы в неразборчивую какофонию. Разработанное Vacheron Constantin устройство более совершенно, чем традиционный регулятор боя с шумным возвратным спусковым колесом и изнашивающейся импульсной вилкой. Проектируя механизм для Tour de l’Ile инженеры и мастера-часовщики мануфактуры искали возможность заменить регулятор боя абсолютно бесшумным модулем, стойким к износу. На то время существовала альтернатива в виде центробежного регулятора, представляющего собой маховик с двумя противовесами, которые по мере его вращения перемещались от центра к периферии, тормозя колесо за счет увеличения момента инерции. Тем не менее, верные традициям компании и в первую очередь девизу Жан-Марка Вашерона, что нужно «делать лучше, если возможно, а это возможно всегда», часовщики Vacheron Constantin сделали ставку на центростремительный регулятор.

Это устройство оснащено двумя грузами, форма которых подобрана так, чтобы они тормозили вращающуюся ось регулятора, нормализуя энергию, поступающую от пружины репетира. Этот процесс происходит под действием противоположных центробежных и центростремительных сил. Когда регулятор вращается, центробежная сила поворачивает один конец грузов, при этом другой их конец тормозит центральную ось, тем самым обеспечивая равномерность вращения и боя. Эта оригинальная конструкция практически бесшумна. Работой регулятора можно полюбоваться сквозь прозрачную сапфировую заднюю крышку.
 
1 - Бесшумній центростремительный регулятор боя
2 - Два молоточка репетира
3 - Два гонга разной тональности. Для увеличения резонанса и получения более чистого звучания репетира механизм Philosophia соединен с корпусом


В нижней части механизма расположилась крупная каретка турбийона, занимающего почти треть площади циферблата. Форма каретки традиционно для Vacheron Constantin выполнена в форме мальтийского креста. Калибр 2755 был разгружен «снятием» вечного календаря, совершенно не вписывающего в концепцию модели Philisophia. Вместо него был добавлен модуль фаз Луны.
 
Photo_Movement_Lune
Photo_Movement_Face_2

Еще одним заметным штрихом персонализации этих часов стал индикатор запаса хода, выведенный в этом механизме на тыльную сторону и видимый через сапфировую крышку с правой стороны от турбийона. На его золотой пластине вместо привычной шкалы часов, оставшихся до остановки механизма, выгравировано изображение созвездия Большой Медведицы. Впрочем клиент Atelier Cabinotiers, наверняка, хорошо знакомый с коллекцией Patrimony, и так прекрасно знает, что запас хода калибра 2755 составляет 60 часов.
 
Photo_Movement_Face

Оригинальное решение отдать всю индикацию на откуп репетиру явственно намекает на эмоционально-чувственное восприятие времени, очень характерное для настоящих произведений искусства.

Несмотря на всю безусловную сложность механизма, Philisophia претендует на попадание в категорию прежде всего интеллектуального часового искусства, а не микроинженерного. Ведь вторая категория никогда бы не поняла и не приняла отказа от вечного календаря, а для первой эта «жертва» – обязательное условие. Поэтому это яркий пример случая, когда хитроумное механическое устройство является воплощением красивой, чистой, «философской» идеи. Чтобы получить нечто исключительное, совсем не обязательно максимально наращивать сложность механизма или решать сложные инженерные задачи. Это необходимо, если целью стоит создание «самых» или «первых» - то есть победить в каком-либо сравнении-соревновании. Но если главным намерением является создание шедевра искусства, пусть и часового, то необходимо действовать намного тоньше, как это великолепно умеют делать в Atelier Cabinotiers.
 
Photo_Philosophia_Face
 
Vacheron Constantin
Atelier Cabinotiers Philosophia
Ref: 80173/000R-9483
Корпус: 44 мм из розового золота 18К, сапфировое стекло и задняя крышка
Механизм: калибр на базе 2755 с ручным заводом, высота 7,9 мм, диаметр 33 мм, частота работы баланса 18 000 пк/час, запас хода 60 часов, турбийон
Функции: 24-часовая центральная индикация, минутный репетир, индикатор фазы Луны
Циферблат: белый
Ремешок: коричневый из крокодиловой кожи
Лимит: модель изготовлена в единственном экземпляре, на задней крышке гравировка Un/Un
 
Благодарим за помощь в подготовке материала Александра Готби (Vacheron Constantin)
 
Иван Гопей, опубликовано в журнале «Мои часы» №5-2010
Сайт журнала «Мои Часы»

 

Теги: 80173, Philosophia, Vacheron Constantin, Мои часы
Ссылка на статью:
https://luxwatch.ua/watch-news/view/858